Монументальный архитектурный самострой
В настоящее время в Восточном Казахстане зарегистрированы 607 памятников, воссоздающих историю народа. Среди этих ценных объектов немало произведений монументального искусства.
Как показывает практика, особое значение монументальное искусство приобретает в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъема, интеллектуального и культурного расцвета. И в общественно-политической жизни Казахстана, особенно в период независимости, эта традиция нашла свое продолжение в сооружении, к примеру, памятников в честь выдающихся личностей, а также ханов, батыров, защитивших родную землю и единство нашего народа.
Стремление людей к символичному запечатлению значимых событий и ярких личностей вполне понятно. В разных регионах страны установлены памятники, которые не только отражают вложенные в них пат-риотические идеи, но и украшают своим эстетичным видом местность. Именно к таким образцам изобразительного искусства необходимо стремиться, считают специалисты КГУ «Восточно-Казахстанское областное учреждение по охране историко-культурного наследия».
Министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы, учитывая, что нынешний 2015 год богат на юбилейные события (550-летие Казахского ханства, 20-летие Конституции РК, 20-летие АНК, 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, 170-летие казахского поэта-просветителя Абая), и отдавая отчет в том, что в городах и селах нашей страны появятся дополнительные памятники, посвященные этим и другим событиям, напоминал в респуб-ликанской прессе, что еще в 2001 году, с целью обеспечения высокого идейного и художественного уровня сооружаемых в Казахстане памятников и монументов, было принято постановление Правительства РК об образовании государственной комиссии, в состав которой вошли известные архитекторы, скульпторы, искусствоведы, представители учреждений науки и культуры, историки, специалисты историко-культурного наследия. Все это проходило в рамках отраслевых программ Министерства культуры и спорта Республики Казахстан по сохранению культурного наследия, традиций и обычаев народа нашей страны.
– В этой связи местные исполнительные органы или творческие союзы, общественные организации, задавшись целью установить памятник, должны внести свои предложения на рассмотрение государственной комиссии. А комиссия, в свою очередь, рассматривает проекты, являющиеся победителями конкурсов, проведенных на республиканском уровне, – поясняет заведующий отделом архитектуры, монументов и памятников Есет Вазимканов. – Поскольку любой памятник – это, прежде всего, произведение архитектуры, созданное на вечное или, по крайней мере, долгое существование, к авторам должны предъявляться особые требования. Это должны быть не начинающие архитекторы, а профессиональные мастера, которым под силу отразить на высоком художественном уровне идею создания нового произведения искусства, сделать его уникальным, запоминающимся.
Помимо эстетических задач есть и другие, не менее важные: оформление документов на землю под будущее сооружение, разработка ПСД, закрепление будущего объекта за учреждением, которое возьмет на себя содержание и уход за монументом. Только при соблюдении всех этих условий памятник считается законным, его заносят в общий реестр достопримечательностей. «В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» местные исполнительные органы областей и городов республиканского значения, столицы выдают собственникам и пользователям памятников охранные обязательства. На каждый памятник устанавливается охранная доска, содержащая основные данные о памятнике и указание на то, что памятник охраняется государством». Это цитата из Правил охраны и содержания памятников истории и культуры.
Однако сейчас недюжинная любовь к монументам у наших земляков рискует перейти границы разумного и… законного. Только за последние четыре года в ВКО появилось 37 монументальных памятников и лишь два из них прошли необходимые этапы узаконивания: монумент Багдату Шаяхметову и памятник Кабанбай-батыру, установленный на въезде в Усть-Каменогорск. Все остальные сооружения не имеют правоустанавливающих документов.
Известно, что любое пренебрежение правилами тянет за собой целый шлейф непредвиденных обстоятельств. Художественная ценность поспешно установленных памятников весьма сомнительна. Это относится к монументу Каюму Мухаметканову в Семее, Абаю Кунанбаеву в Аягозском районе. Не имели бы мы сейчас и столько памятников Абаю, похожих одновременно на памятники Пушкину, Оралхану Бокееву, Ахату Куленову, если бы с самого начала соблюдалось упомянутое выше постановление 2001 года. Как отметил на открытии памятника Абаю в поселке Глубокое его автор, известный казахстанский скульптор Кадырхан Какимов, сейчас «стали появляться памятники-штампы Абаю, где он и на себя-то не похож». Никакого особого видения авторы этих штамповок не демонстрируют. Как правило, это квадратный массивный постамент, на нем – бюст выдающейся личности и неизменная табличка с фамилией человека, кого хотел бы увековечить народ.
Среди незаконно поставленных работники КГУ «Восточно-Казахстанское областное учреждение по охране историко-культурного наследия» называют памятники А. Кунанбаеву и А. Пушкину, героям Великой Отечественной войны в Зыряновском районе; к 70-летию Победы – в Зайсанском районе; памятник Анет бабы в Абайском районе; монумент Даулетбаю батыру в Тарбагатайском районе; памятник ветеранам войны в Жарминском районе и много других.
Скажем сразу, что далеко не всех авторов этих памятных сооружений можно упрекнуть в отсутствии фантазии, малом знании истории, нежелании придать своим работам авторский почерк. Речь не о том, что памятников у нас стало слишком много, а о скороспелости решений по их возведению. При этом средства для таких сооружений черпаются из местных бюджетов, привлекаются и народные деньги. Так, восьмиметровый мемориальный монумент Даулетбай батыру в Акжаре был создан на пожертвования местных жителей. Но при этом организаторы взяли на себя риск и поручили работу не маститому, а начинающему скульптору. Вот что сказал автор, скульптор Тимур Сеитов на открытии памятника в рамках юбилейной даты – 550-летия Казахского ханства: «Это образ спокойного батыра, без шашки наголо, что называется. Он просто с флагом, что олицетворяет мир и единение». И признался, что это его первая самостоятельная работа. А политолог Ерлан Саиров, выступивший на этом же митинге в честь открытия монумента произнес правильные слова: «Возведение монументов – очень важный момент создания новых ценностей для гражданского общества и совмещения истории с сегодняшним настоящим. Это помогает найти ответы на вопросы, каким будет казахское общество в последующие годы».
Не берусь судить, получилось или нет у молодого скульп-тора, автора монумента, показать всю силу и мощь казахского полководца и выразить идею единения. Хочется думать, что получилось. Однако могла повториться и усть-каменогорская история с монументом Абаю и Михаэлису.
Уроженец поселка Ауэзов Жарминского района, ныне житель России Оразхан Калиев установил мемориал-памятник ветеранам Великой Отечест-венной войны, пожертвовав на это собственные средства в размере 25 миллионов тенге. В селе Богас Тарбагатайского района за счет средств фонда «Менiн бабам – Каракерей Кабанбай» открыли памятник легендарному батыру. Спонсорскую помощь оказали и жители района. Стоимость проекта 30 миллионов тенге. Такой порыв патриотизма внушает уважение. Тем более, что оба памятных сооружения вовсе не штамповка, а вполне оригинальные произведения архитектурного искусства. Но почему было не начать воплощение идеи по увековечению памяти такого эпохального события, как Победа над фашистами и такой героической личности, как Кабанбай батыр с элементарного выполнения необходимых мероприятий, предусмотренных законом нашей страны? И вот сейчас специалисты вынуждены констатировать, несмотря на то, что на оба монумента были затрачены немалые суммы, а сами сооружения выглядят мощно и в полной мере отражают заложенные в них идеи, они не имеют правоустанавливающих документов.
– А это значит, что уже изначально они становятся бесхоз-ными, – говорит Талгат Сулейменов. – Судьба их в будущем неопределенна. Пройдет время, и перед общественностью неизбежно встанут вопросы по содержанию и сохранности монументов, их реставрации. Однако решать эти проблемы будет просто некому. Получается, что памятник поставили, открыли, потом… забыли. Ведь таких примеров в нашей области немало. Отсутствие собственника приводит к постепенному разрушению монументов, им требуется регулярный ремонт. Об этом мы пишем в своих предупредительных письмах, регулярно отправляемых в районные и городские акиматы ВКО. В следующем году планируем пригласить в нашу область государственную комиссию Министерства культуры и спорта РК для проведения инвентаризации всех незаконно сооруженных памятников.
Справедливости ради следует сказать, что такой монументальный домострой сейчас можно видеть во многих городах, поселках и селах Казахстана.
Эстетический уровень ряда этих сооружений не выдерживает никакой критики. Многие памятники, возведенные еще в 2011 году, продолжают оставаться вне закона. Это, например, памятник Курмангазы в Актау, Аскару Селейменову в Южно-Казахстанской облас-ти, наш памятник Анет бабы в Абайском районе (тоже был возведен в 2011 году), Павлу Васильеву в Павлодаре и так далее. Все эти сооружения не были представлены на рассмот-рение комиссии в соответствии с установленным порядком.
* * *
Богатый на юбилеи 2015-й год уходит в прошлое. На смену ему идет другой – 2016. Самое время, чтобы незаконно установленные памятники снабдить, наконец-то, правоустанавливающими документами и каждое такое сооружение взять на хозяйственный баланс. Нельзя забывать, что каждый установленный на территории Казахстана памятник, монумент, бюст должны органично вписываться в общее «полотно» национальной культуры. И в этом общем культурном наследии нет места штамповкам-однодневкам, монументам, которые не отражают, а искажают историю нашей страны.