Культура

Мифы мистического Манырака

Мифы мистического Манырака

Увидев однажды картины известного тарбагатайского художника Алибека Шоканова, вам непременно захочется посетить живописные места, изображенные на его полотнах.

Мифы мистического Манырака

Все мы живем в пейзаже, двигаемся и дышим по-разному, в соответствии с тайным кодом и ритмикой окружающего рельефа. Нагромождение скал и степной простор выражают противоположные эмоции. Есть пейзажи уютные, романтические, а есть мистические…

«В центральной части Тарбагатайского хребта, с южной его стороны, широкой полосой по склонам тянутся дикие сады яблони Сиверса… Она является реликтовым видом. С начала весны трудно оторвать взгляд от недавно еще голых деревьев, которые вспыхивают огнями рассветов, одевая склоны коврами райских садов. Яблоневые рощи весной – небесное чудо, которое милостью божьей будто опустилось с небес».

Это цитата из «золотой» книги Б. Щербакова и В. Понявина «Восточный Казахстан. Сердце Евразии». Борису Щербакову можно верить, ведь он был участником более трехсот экспедиций в Казахстане, Средней Азии, путешествовал по Алтаю, Индии, Вьетнаму.

Жажда перемены мест выдает в каждом из нас скрытые гены предков-номадов. Обычно, мечтая о путешествии, представляешь себе что-нибудь совсем экзотическое. Что-то должно встряхнуться-сместиться в головах у нас, казахстанцев, чтобы мы поняли и оценили то пространство, в котором живем. Любая фотография величественных белков Катона не заставит ли задуматься: почему так стремятся к ним туристы из всех стран мира?

ПРАВИЛО ВАБИ

Алибек Шоканов – мастер воздушной стихии. Неслучайно название одной из выставок переводится примерно как «Дым родного аула». Мягкие сумерки, дожди, туманы и дымы, темные кладовые, в которых хранятся доспехи древних воинов, деревянная посуда и музыкальные инструменты кочевника представляют нам не только формы предметов, но и эмоции автора, в которых доминанта – его чувство патриотизма.

– Композиции картин простые и ясные, – признается автор. – Большинство из них – не яркие, не пестрые, скорее монохромные, поэтому кому-то они нравятся, а кому-то кажутся темноватыми и оттого не очень радостными, но это и не важно. Главное в том, что масляные краски разбавлены не столько уайт-спиритом и цинковыми белилами, сколько искренней любовью к родной земле, а у зрителя, заинтригованного простотой, мистикой туманов и клубящихся туч, возникает неодолимое желание воочию увидеть все это.

Выставочные залы современных музеев и галерей переполнены пейзажами. Мало кому хочется иметь у себя дома картину батального жанра. Мы устаем от многолюдья экранов. Все больше людей понимают: вещь, сделанная вручную, представляет собой несравненно большую ценность, чем самый лучший постер или фотография. Но опытный турист, зрение которого – как фотоаппарат с автоматической настройкой, от этой повышенной форманты цвета шарахается.

Сейчас в Тарбагатае много известных музыкантов и поэтов, но Шоканов первый профессиональный художник-живописец в этом регионе. Жайляу Шорбас, Коянбай, зимовку Жолабай и Манырак мир видит его глазами.

Картины Шоканова наверняка понравятся японцам. Есть у них такое негласное «правило ваби», предписывающее художникам и поэтам не растекаться узорочьем, завитушками, излишним мудрствованием и пестротой в своих произведениях, но уметь выразить глубинное, философское в простоте. Это умение считается высшим достижением в искусстве и выражается в знаменитом трехстишии Басе: «На голой ветке / Ворон сидит одиноко. / Осенний вечер».

У нашего Алибека Токеновича, правда, не ворон, но также любимая японцами птичка-сорока – «летунья в сумрак заоблачный» кочует из одной картины в другую и становится символом, как другие немногочисленные, но постоянные детали в картинах этого художника. Люди в его пейзажах настолько часть природы, что написаны так же легко и мимолетно, как птичьи гнезда, покосившиеся заборы и трава. На дальних планах фигурки всадников обретают вид изящной арабской вязи, иероглифа, легкого птичьего следа на заснеженной земле.

Поневоле начинаешь задумываться о собственных следах на этих холмах и пригорках, а чувство субъективной и необъяснимой привязанности к родной земле становится особенно сильным. В этом смысле уже сейчас имя Шоканова впечатано в здешний пейзаж, как наскальные рисунки его предков на покрытых «пустынным загаром» скалах.

ПУТЬ ЖИЗНИ

Жизненный путь этого художника – прямой и ясный, как стрела, без богемных метаний и поисков неизвестного смысла жизни, который всегда прячется совсем рядом – надо только уметь увидеть.

– Родился я 7 апреля 1969 года в селе Жетыарал Тарбагатайского района, здесь же, в селе Акжар, живу и работаю сейчас, – говорит Алибек Шоканов. – По окончании художественно-графического факультета Государственного университета имени Абая в Алматы в 1993 году жил на юге, преподавал рисунок и живопись в Талдыкорганском высшем профессиональном училище-лицее искусств, но уже через два года вернулся домой.
Художника поддерживают близкие, особенно супруга Индира. А дети, Адилет и Альбина, продолжают дело отца, учатся и работают в сфере прекрасного. Сын – преподаватель ИЗО в школе искусств, дочь – студентка отделения архитектуры ВКГТУ им. Д. Серикбаева.

Сейчас помимо творчества основное предназначение свое художник видит в том, чтобы создать художественную школу на родине. В прямом смысле слова, как материальный объект, школа уже создана. Шоканов – директор детской школы искусств в селе Акжар, где бесплатно (!) учатся двести (!) юных художников. Но кто знает, сколько времени потребуется, чтобы дети научились изображать на плоскости не только объемное пространство, но и свое отношение к рельефу, времени, погоде и природе?

– За 16 лет педагогической деятельности мои ученики были отмечены призовыми наградами в областных, республиканских и международных конкурсах, – продолжает мой собеседник. – Многие связали свою судьбу с изобразительным искусством, стали студентами художественно-графического факультета Государственного университета им. Шакарима в Семее, Национальной академии искусств имени Т. Жургенова в Алматы, ВКГТУ им. Д. Серикбаева в Усть-Каменогорске. К примеру, можно гордиться успехами таких воспитанников, как Ляззат Кендержанова, Меруерт Ниязбекова, Габит Сагатаев и многих других.

Также высоко оценены личные творческие заслуги художника. В 2005 году его приняли в Союз художников Казахстана. Через пять лет он стал лауреатом премии акима ВКО в номинации «Изобразительное искусство».

Работы Алибека Шоканова выставлялись во многих городах Казахстана, в том числе в Астане, Усть-Каменогорске, Семее, Петропавловске. Дважды приглашали его на международный пленэр в Беларусь.

МИФЫ МАНЫРАКА

Примечательно, что у Алибека Шоканова нет ни одного фантазийного, придуманного в мастерской пейзажа. В основе любой его работы – два-три предварительно написанных на природе этюда.

Художники – странные люди. Логика их поступков не всегда ясна. К примеру, знаменитый француз Поль Сезанн в течение всей жизни писал одну гору – Сент-Виктуар. Алибека Шоканова раз и навсегда заворожил Манырак, мистические пейзажи и легенды которого не оставят равнодушными ни туриста, ни литератора, ни живописца. В уже упоминавшейся выше книге Б. Щербакова темная ребристая горная гряда Манырака,

огораживающая Зайсанскую котловину от высокогорной долины Чиликты, сравнивается с далеко откинутым шиповидным хвостом могучего монстра. Писатель Б. Щербаков, как и художник, также отмечает завораживающую прелесть этих мест.

«Особенно загадочным кажется угластый смуглый профиль его (горного хребта) с черными провалами глубоких ущелий. В свете низкого солнца, на закате, он становится иногда совершенно неземным и еще более притягательным. Между склонами появляются глубокие, почти лиловые тени. На рассвете Манырак видится то голубым, то розовым, то синим… Особое незабываемое впечатление производит хребет в лунные весенние ночи, когда призрачный свет заливает его тихим сиянием. В это время бродят здесь тени синих и сизых снов».

Не только туристу, но и художнику просто необходим ветер странствий! Любой пленэр так же важен для художника, как айтыс для акына. Знаток-коллекционер, приходящий к нам в музейный салон, без труда отличит безжизненную копию, выполненную по фотографии, от картины, в основе которой живая натура.

Елена Пашке
Фото Сергея Сурова

Еще новости

Back to top button