Межрелигиозное согласие – залог духовного развития
Религия занимала и занимает важное место в жизни общества, государства, человека как система мировоззрения и божественных убеждений. Поскольку религия – это общественное явление, её актуальность для целостности народа и государства всегда будет высока.
Система религиозного и религиоведческого образования в светском государстве опирается, во-первых, на общие принципы государственной политики, во-вторых, на запросы общества, в-третьих, на объективный анализ системы образования с учётом современных ориентиров и перспектив развития.
В соответствии с этими основами секуляризационная позиция является залогом духовного развития государства, которая обеспечивает правовое регулирование жизни общества, научное обогащение его мировоззренческих установок, создание условий для сохранения и развития духовно-культурных ценностей.
Укрепление межрелигиозного и межнационального согласия, обеспечение диалога религий, развитие религиозной толерантности – один из ключевых приоритетов внутренней и внешней политики Казахстана. В результате реализации этих приоритетов на качественном уровне в стране сформировалась устойчивая модель взаимодействия этносов и религий, обеспечивающая общественное согласие и стабильность.
В сфере межрелигиозных отношений в Казахстане ведётся взвешенная государственная политика. В этом деле важную роль играют следующие факторы:
— гарантия свободы совести и защиты вероисповедания Конституцией и законами государства;
— создание со стороны государства равных и благоприятных условий для осуществления конфессиями своей деятельности;
— становление межрелигиозного диалога важным направлением государственной политики.
Основами государственной политики в сфере межконфессиональных отношений являются: во-первых, либеральное законодательство, во-вторых, толерантное отношение ко всем религиозным убеждениям и, в-третьих, разнообразие религиозных взглядов. Эти три пункта обеспечивают необходимые условия для реализации в Казахстане прав верующих, принципа свободы вероисповедания, укрепления духовного единства.
Правовое положение верующих в нашей стране соответствует мировым стандартам. В результате грамотной политики в этом направлении в настоящее время сформировалось такое понятие, как «казахстанская модель межрелигиозного согласия и диалога».
Развитие культуры взаимной толерантности между разными национальностями и религиями, поддержка межнационального и межрелигиозного согласия и предупреждение конфликтов на религиозной и национальной почве свидетельствуют о необходимости формирования системы информационного обеспечения национальной политики.
Казахстанская модель межнационального согласия опирается на несколько ключевых принципов, то есть на взаимозависимость идей и позиций, на которых основывается государственная политика. В их числе гуманизм, справедливость, человечность, взаимопомощь и поддержка, принятие мер по предотвращению противоречий и другие.
Как показывают многочисленные исследования и жизненный опыт, согласие между нациями достигается только в условиях взаимопонимания этносов. В свою очередь диалог между культурами повышает взаимную толерантность в обществе.
Пример и опыт межрелигиозного согласия Казахстана наглядно демонстрируют, что на основе постоянного диалога конфессий возможно мирное сосуществование. В этом отношении важен принцип толерантности.
Взаимная толерантность – уважительное отношение к религиозным убеждениям других. Толерантность тесно связана с понятиями демократии в обществе, прав и свобод человека, культуры диалога, межкультурной коммуникации, политического плюрализма, этического плюрализма и культурного плюрализма. Сейчас это понятие широко применяется в социальной, личностной, политической, правовой, идеологической, коммуникативной, этической, мировоззренческой, психологической, медико-биологической, религиозно-конфессиональной, национально-этнической, гендерной, расовой, педагогической, бытовой и других сферах.
Как сказал Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Нурсултан Назарбаев: «Наша Великая степь тысячи лет была толерантной. При этом, я хочу подчеркнуть, что толерантность – это не вседозволенность, как думают некоторые. Толерантность – это нравственная норма нашего общества, которую мы будем укреплять, оберегать и воспитывать во всех поколениях».
Государственная политика, направленная на воспитание и развитие толерантного характера, способствует установлению уважительных взаимоотношений между гражданами, исповедующими и не исповедующими какую-либо религию, а также между различными религиозными объединениями.
Создан такой институт межнационального и межрелигиозного диалога, как Ассамблея народа Казахстана. Главы многих конфессий в стране являются членами АНК. Стало традицией их участие в общественно-политических мероприятиях, представление интересов верующих граждан в своей общине местным и высшим властям.
С 2003 года в Казахстане каждые три года проходит съезд лидеров мировых и традиционных религий. Наша столица стала духовным центром, объединяющим представителей всех религий мира и призывающим к согласию. Следует отметить резкий рост числа крупных религиозных объединений, желающих принять участие в съезде, как свидетельство того, что весь мир следит за этим событием и придаёт большое значение его миролюбивому курсу и примирительному потенциалу.
Постоянное внимание со стороны Президента и Правительства уделяется тому, чтобы религия была одним из столпов единства и духовной опорой страны. Государство и религия, будучи независимыми друг от друга, действуют в тесной связи. Сегодня в стране налажены конструктивные отношения, доверительная связь между государством и религиозными объединениями.
Несмотря на то, что в Казахстане сформирована устойчивая модель межэтнического и межрелигиозного согласия, она требует постоянной поддержки со стороны государства, гражданского общества, в том числе религиозных объединений. Согласие и единение народа Казахстана, состоящего из представителей разных национальностей, которые придерживаются различных убеждений, являются основой укрепления его политической стабильности, совершенствования экономики и социального положения.
Ермек Мукатай, главный имам ДУМК по Усть-Каменогорскому региону, главный имам Восточно-Казахстанской областной мечети «Халифа Алтай»
Перевод Гульжан Естаевой, по заказу Управления по делам религий ВКО
Фото из открытых источников