Образование

Мехатроник – профессия будущего

Мехатроник –  профессия будущего

В нынешнем году жители отдаленных районов Восточного Казахстана смогут получить техническое и профессиональное образование в буквальном смысле с доставкой на дом. В соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана в регионе будет реализован ряд проектов в образовательной сфере. Все они направлены на улучшение качества обучения, повышение престижа рабочих специальностей, достижение соответствия международным стандартам.

Президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ в своем Послании народу Казахстана четко обозначил, что образование должно стать одним из драйверов экономики, центральным звеном новой модели роста.

В 2016-2017 годах в стране началась работа по внедрению обновленного содержания обучения в школах, разработаны и утверждены государственные и образовательные стандарты всех уровней, типовые учебные планы и учебные программы для начальных классов. Переход на новое содержание будет проходить поэтапно до 2020 года. По словам Главы государства, это даст импульс для дальнейшего развития интеллектуального потенциала страны, повысит конкурентоспособность казахстанского образования в мировом пространстве.

Перейти на IT

Как рассказала руководитель управления образования Восточно-Казахстанской области Айжан Садыкова, сегодня предстоит решать новые задачи, хотя они непосредственно пересекаются с предыдущими поручениями Лидера нации.

– Одна из целей – формирование IT-знаний у школьников, – говорит она. – В регионе мы уже реализовали такие проекты, как «Инженеры будущего», «Я – инженер», «Зияткер». В нынешнем году мы презентуем комплексный план «Болашак мамандары», который подразумевает создание новых возможностей для профориентации и освоения учащимися современных и будущих профессиональных компетенций с опорой на передовой отечественный и международный опыт. План предполагает обучение детей электронике, робототехнике, прототипированию и мультимедийной журналистике с пятого класса.

Для повышения качества знаний в 341 школе Восточного Казахстана было установлено мультимедийное оборудование, которое подключено к порталу «Бiлiмland». Здесь сосредоточены материалы по всем предметам с первого по одиннадцатый классы на трех языках. Этот контент облегчит работу сельских учителей, позволяя им использовать информацию не только из учебников, но и дополнительные слайды, фильмы и многое другое. Кроме того, портал – это еще один шаг к внедрению трехъязычия.

Новые форматы и методики

По данным специалистов областного управления образования, на сегодняшний день разработана новая методика преподавания казахского языка в школах. Об этом, к слову, неоднократно на совещаниях говорил аким Восточного Казахстана Даниал АХМЕТОВ. Он акцентировал внимание, что сейчас многие дети не владеют не только английским, но стали забывать и русский, и казахский языки.

– В этой методике упор будет сделан не на грамматику, как было ранее, – говорит Айжан Садыкова. – Она призвана развивать четыре основных навыка: чтение, письмо, восприятие на слух и, самое главное, разговорную речь. Около 800 преподавателей прошли курсы повышения квалификации и овладели этой методикой. Что же касается английского языка, то на сегодняшний день все школы обеспечены едиными учебниками по кембриджской программе.

Здесь будет немаловажным отметить тот факт, что учителя английского также прошли специальные курсы и сдали тестирование ТКТ по двум модулям: планирование уроков, их ход и ведение. Высшие баллы набрали девять педагогов Восточного Казахстана. К слову, с теми, кто получил сертификат прохождения тестов ТКТ, заключен контракт, согласно которому учитель должен отработать в регионе не менее трех лет.

В Послании Президента народу Казахстана сказано, что на сегодняшний день английский язык является основным языком международных конференций, медицины и дипломатии, и в целях обеспечения доступа к знаниям от первоисточников необходимо сформировать у детей и молодежи соответствующую языковую компетенцию.

– С 1 сентября 2016 года выделены дополнительные часы (от 1 до 3 часов) из вариативной части по русскому и английскому языку, – отметила Айжан Садыкова. Рабочей группой разработана программа и календарный тематический план, которые доведены до каждого педагога.

ТиПО для всех и каждого

Вопрос технического и профессионального образования остается одним из наиболее актуальных в этой сфере. В рамках одного из проектов, реализуемых в данном направлении, его участникам будет предоставлена возможность получить две и более рабочих профессий, а также обучиться по гибким модульным программам.

– Сегодня мы прорабатываем проект, который будет запущен в мае-июне нынешнего года, – сказала Айжан Садыкова. – Это мобильный комплекс обучения. Он представляет собой полностью оборудованную базу для получения рабочих специальностей. Такой модуль будет приезжать в самые отдаленные уголки Восточного Казахстана, чтобы на месте готовить новые кадры, наиболее востребованные в том или ином районе. Это делается в первую очередь для того, чтобы людям не приходилось ездить в города и районные центры, а кроме того, после этого гарантированно трудоустроиться в своем населенном пункте.

В целях обеспечения доступности получения рабочей специальности для школьников, а также для того, чтобы сельские колледжи были загружены по максимуму, в Восточном Казахстане инициирован проект «Школа – интернат – колледж», не имеющий аналогов в республике. Его цель еще и повысить качество подготовки рабочих кадров и специалистов за счет интеграции образовательных программ школ и профтехучреждений. Плюсом проекта является возможность за два года получить аттестат о среднем общем образовании и диплом по выбранной рабочей специальности среднего профессионального образования.

– С начала 2016-2017 учебного года по данному проекту на базе КГКП «Усть-Каменогорский политехнический колледж» по образовательному государственному заказу обучаются 75 студентов по двум специальностям: «Автоматизация и управление», «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта», – подчеркнула Айжан Садыкова.

Кто хочет работать?

В рамках программы дуального обучения также введены некоторые новшества, которых нет в других регионах Казахстана. По словам руководителя управления образования Айжан Садыковой, сегодня два колледжа в области работают в экспериментальном режиме – здесь внедряется немецкая методика дуального образования, адаптированная к казахстанским условиям.

Суть такой модели образования в том, что школьники 10-11 классов, а также студенты колледжей на практике могут выбрать интересующую их профессию, попробовав себя на реальном производстве.

Также реализуется проект «Школа. Предприятие. Вуз». Его цель – профессиональная вузовская подготовка высококвалифицированных специалистов из числа представителей технически одаренной молодежи, осознанно выбравших для своей будущей профессиональной карьеры работу, имеющую качественные базовые теоретические знания и специализированные практические навыки, позволяющие быстро адаптироваться к задачам предприятий.

В данном случае школьники обучаются техническим предметам по трем направлениям: программирование, робототехника, мехатроника и проектная деятельность. На второй дисциплине нужно остановиться более подробно. Эта наука подразумевает под собой знание механики, электроники и робототехники.

Специальность мехатроника становится все более популярной в сельском хозяйстве, а поскольку на агропромышленный комплекс Президент
Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ также делает ставку, очевидно, что готовить квалифицированных специалистов необходимо уже сейчас.

– В настоящее время робототехника и мехатроника пронизывают все без исключения сферы экономики, – говорит Айжан Садыкова. – Высокопрофессиональные специалисты, обладающие знаниями в этой области, чрезвычайно востребованы. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество.
***
Все перечисленные проекты позволят образовательным учреждениям Восточного Казахстана, начиная от школ и заканчивая вузами, интегрироваться в Национальную образовательную модель, обозначенную в Послании Президента народу Казахстана. В зависимости от того, насколько успешно будут реализованы пилотные идеи, наш регион может стать примером для всей страны. По словам Айжан Садыковой, сегодня проводится регулярный мониторинг трудоустройства выпускников колледжей и других учреждений технического и профессионального образования, есть все условия для полноценного дуального обучения, школьные учителя проходят курсы повышения квалификации.

Серафима Березовская

Еще новости

Back to top button