«Медные вестники» со своим голосом
По всей территории бывшего СССР полным ходом возрождается звонарное дело, которое в течение ХХ века находилось в упадке.
Теперь и у нас, в Восточном Казахстане, есть свои мастера этого удивительного музыкального жанра.
У многих людей колокольный звон ассоциируется с православной Церковью. Но это духовный аспект звонарного искусства. Есть и чисто техническая сторона, заключающаяся в мастерстве исполнения, построении мелодии, координации движений и многие другие нюансы. Всем этим должен обладать звонарь.
Один из представителей этой необычной профессии – Антоний Красюк, звонарь Свято-Троицкого мужского монастыря. Он очень трепетно относится к своему ремеслу, поэтому охотно согласился рассказать об этом своеобразном музыкальном жанре.
Человеку несведущему может показаться, что достаточно взять в руки канаты, к которым привязаны колокола, сделать пару взмахов, и начнется колокольный малиновый звон. Увы, это не так. Оказывается, каждый колокол, по сути, является неповторимым музыкальным инструментом. Звонарю необходимо знать каждый из таких инструментов, более того, «подружить» их друг с другом, уметь извлечь определенную мелодию. Причина сложности этого дела нередко заключается в том, что «подбор» (набор) колоколов далеко не всегда является делом рук одного мастера. Отливка колокола имеет много технических особенностей, соответственно разнится их тональность. Но в умелых руках во время звона мелодия обретает неповторимый звук. Кроме того, варьируется количество колоколов на колокольне в очень широких пределах. На одной из колоколен московского Кремля насчитывается до 32 колоколов! У нас, в Казахстане литьем колоколов не занимаются, поэтому «медных вестников» привозят к нам из России. Любопытно, что один из заводов, занимающихся отливкой колоколов – небезызвестный «ЗИЛ».
Порой, за неимением возможности приобрести колокол, что было весьма распространено в прошлом веке, некоторые храмы использовали даже пустые газовые баллоны разного объема. У них отрезали нижнюю часть и подвешивали на балки. А в Греции во многих монастырях аналогами колоколов до сих пор остаются деревянные била – по ним удары наносили специальной палкой.
Выходит так, что одна и та же мелодия, сыгранная на разных колокольнях, слышится с разными оттенками и интонациями.
Свою огромную лепту в колокольную композицию вносит звонарь. Во многом характер мелодии зависит именно от него. От звонаря требуется недюжинная координация и моторика движений, острое чувство ритма и тонкий музыкальный слух. Можно сказать, что колокольные композиции отражают личность звонаря, передают его характер.
В большинстве своём композиции переходят «от звонаря к звонарю», т.е. в «устном» виде. Однако есть и теоретики колокольного звона. Например, Константин Сараджев – советский композитор, обладатель феноменального музыкального слуха, ставший популярным в 30-х годах прошлого века, и даже привлекший внимание профессоров Гарварда к звонарскому мастерству. Начав творческий путь простым церковным звонарём, он вынес чудесные звуки московских колоколов далеко за пределы храмовых колоколен. Сараджев также сделал огромную нотную подборку, где выделил 317 спектров колокольного звона.
Чем больше колоколов – тем выше требования к мастерству звонаря. Но тут свою роль играет ещё и грамотная «балансировка» колоколов, т.е. максимально удобное их расположение в колокольне. В наше время, когда многие архитектурные приёмы строения храмов утеряны, колокольня порой оснащается исходя из смекалистости звонаря. Поэтому зачастую звонарю приходится включать фантазию на полную катушку. Антоний Красюк рассказал, что иногда звонари, чтобы управлять огромным числом колоколов, буквально обвязываются верёвками с ног до головы.
Издревле колокол выполнял сигнальную функцию. Впрочем, как и сейчас. Мелодия в храме служит сигналом для какого-либо церковного события. При полной свободе творчества у звонаря, он всё равно должен знать, когда и какую мелодию нужно исполнить: не сыграешь же заливистую «сударыню-барыню» на службе.
В большинстве своём звонари в нашей области – самоучки. Антоний, например, начал звонить в колокола совершенно не имея опыта. Еще около года назад в Андреевском соборе не было звонаря, но требовалось сопровождать некоторые церковные события колокольным звоном. И эта необычная миссия выпала на долю Антония. А через год он принял участие в ежегодном фестивале колокольных звонов Сибири, который проходил в Новосибирске.
Послушники мужского Свято-Троицкого монастыря уже имеют возможность немного времени посвящать оттачиванию звонарского мастерства на колокольне Андреевского собора. Но теперь особо ощущается потребность в дополнительном «подборе» учебных колоколов и репетиционной комнате с хорошей звукоизоляцией.
В Усть-Каменогорске уже создан при епархии звонарский отдел, чтобы музыканты-звонари обменивались между собой опытом и развивали многовековую традицию. В настоящее время идет процесс по разработке передвижной звонницы, которая могла бы сгодиться не только для тренировки звонарей, но и для выездных праздничных выступлений…
А лучше хотя бы вполуха услышать колокольный звон, чем только читать об этом. Поэтому, проходя мимо православного храма, остановитесь ненадолго и прислушайтесь. Может быть звонарь уже поднялся на колокольню и сейчас вот-вот раздастся чудесный малиновый звон?