Общество

Машина просится в полет

Машина просится в полет

Авиационному подразделению Восточно-Казахстанской области в ноябре исполняется 20 лет. С 1997 года опытные летчики выполняют сложнейшие операции по тушению лесных пожаров, спасению людей, проводят авиапатрулирование и даже транспортируют упавшие ступени ракет.

Авиационное подразделение ВКО финансируется акиматом области. На сегодняшний день парк техники составляет девять вертолетов Ми-2, три вертолета Ми-8 и один самолет Ан-2. Все винтокрылые машины на ходу. Этим, к слову, может похвастаться не каждая авиаслужба. Тем более что подобной в Казахстане просто нет.

– У вертолетов есть ресурс – 1500 часов. Если он отлетал такое количество времени, то его отправляют на авиаремонтный завод. Там машину диагностируют, ремонтируют, собирают опять, и мы получаем практически новый вертолет. Вот один сейчас готовим к отправке на Омский завод гражданской авиации, там ремонтируют быстро, недорого и качественно, – рассказывает командир воздушного судна, инспектор по безопасности полетов областного авиационного подразделения Андрей Будников.

Обслуживание авиатранспорта недешевое. Ремонт одного вертолета обходится в сумму до одного миллиона долларов, и это притом, что все винтокрылые машины подразделения – советского производства.

– Мой товарищ летает на «иномарке». Как-то раз у них сломалась защелка на двери. Чтобы вертолет не сняли с гарантии, пришлось заказывать оригинальную запчасть. Пластмассовая защелка обошлась в 5000 долларов! – поделился Андрей Будников.

Сейчас в летный состав Авиационного подразделения входят 17 человек – четыре бортмеханика, один штурман и 12 летчиков. Численность небольшая. По словам Андрея Будникова, потребность в кадрах есть, но молодежь неохотно идет в вертолетную авиацию. Связано это, в первую очередь, с условиями работы. В винтокрылых машинах, в отличие от современных самолетов, выполняющих пассажирские перевозки, нет автопилота, да и вообще нет никакого комфорта. «Как на тракторе», – говорит командир воздушного судна. Зарплата отличается в разы, социальный пакет – стандартный. Андрей Будников провел в небе 8000 часов. Во многих странах после 3600 часов полета летчики уходят на пенсию. В Казахстане такой нормы нет. И это тоже играет роль для молодых людей, которые заранее продумывают свой карьерный путь.

– Мы – везде: и в санавиации, и в аварийно-спасательных работах. Но почему-то отношение неважное к вертолетам, ­ – отметил Андрей Будников. – Ну и второй фактор – за свой счет обучиться на пилота вертолета стоит около 200 тысяч евро. На бюджетной основе в Казахстане выпускаются шесть человек в год, но это очень мало.

На базе Авиационного подразделения около года назад открылись курсы переподготовки летных экипажей, где специалисты повышают свою квалификацию или учатся работать с другим видом техники. Управление каждым вертолетом, его ремонт – как отдельная наука. Поэтому на курсах можно переучиться работать, к примеру, с Ми-2 на Ми-8, или с Ми-8Т на Ми-8МТВ. И наоборот. Курсы открылись при поддержке Уральского авиационного технического училища гражданской авиации.

– Мы с ними в связке работаем, являемся их филиалом. Преподаватели и техника – наши, а свидетельства выдаются училищем. В группе занимаются пять-шесть человек, длительность курсов – от недели до месяца. В классе у нас есть двигатель вертолета Ми-2 в разрезе. Не побоюсь сказать, он тоже единственный в Казахстане. Наглядные пособия у нас все с советских времен, лучше еще не придумали, ­– сказал Андрей Будников.

Из оборудования в аудитории – стулья, столы, проектор для показа учебных фильмов и компьютеры с программами тестирования. Обучение на вертолетных тренажерах пилоты проходят в России, потому что в Казахстане таких нет.

Интересен тот факт, что за последние три года силами областного авиаподразделения было оперативно транспортировано порядка 900 тяжелобольных, а за год потушено около 200 лесных пожаров. Этим летом для предотвращения возгораний вертолеты располагались в шести точках региона. Это доказывает, что необходимость в авиаслужбе есть, по многим показателям ей нет равных. Спектр работ у муниципального авиаподразделения большой, но почему-то по-прежнему оно остается единственным в стране, а профессия летчика вертолета – немного недооцененной.

Кристина Кирдяпкина
Фото Дмитрия Франчука

Интересный факт

Вертолет Ми-4, который сейчас является выставочным экспонатом в Левобережном комплексе, остался в Казахстане в единственном экземпляре. Списанная авиационная техника советских времен представляет большую ценность. И до того, как передать вертолет парку, в Авиационное подразделение неоднократно поступали предложения выкупить винтокрылую машину. Однако специалисты авиаслужбы распорядились техникой иначе и подарили вертолет Усть-Каменогорску. Фотография на фоне ценного экспоната есть едва ли не у каждого второго посетителя Левобережного парка.

Еще новости

Back to top button