Маленький шаг к безграничному миру
Меруерт Бахтиярова
Фото Меруерт Бахтияровой
В Казахстане успешно решаются вопросы развития инклюзивного образования. Не все сразу, конечно, но чем не результат: сегодня четыре тысячи школ по стране посещают 40 тысяч детей с особыми образовательными потребностями.
По информации Управления образования ВКО, в регионе проживает порядка 11 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, в том числе около 8,5 тысяч школьников.
В РАЙОНАХ ЖДУТ
Из года в год в Восточном Казахстане увеличивается доля школ и дошкольных организаций, создавших условия для инклюзивного образования. Для оказания коррекционной поддержки детям с особыми образовательными потребностями в нашей области функционируют 24 специальные организации образования, реабилитационные центры, центры адаптации детей с РАС, логопедические пункты, кабинеты поддержки инклюзии и т. д.
В районных центрах повсеместно открываются кабинеты психолого-педагогической коррекции.
Но несмотря на все меры поддержки, многие родители особенных детей не осознают, насколько важна ранняя диагностика и коррекция, или попросту не знают, где её получить. Практикующие специалисты рассказывают, что, по статистике поисковой системы Яндекс, ежемесячно более 10 тысяч человек ищут в сети статьи по запросам «задержка речи» или «ребёнок не говорит».
– Зачастую мы слышим истории родителей, которые затянули с обращением к специалистам ввиду разных причин. Кто-то был убеждён, что до трёх лет бить тревогу рано, некоторых убеждали бабушки, тёти и другие родственники, что гены такие, и скоро ребёнок сам заговорит, и прочее. Но бывает и такое, что семья проживает в сельской местности, и возможности получать регулярную помощь дефектолога, логопеда не имеет, – рассказывает дефектолог Фариза Манасова. – Поэтому я считаю, что крайне важно привлекать специалистов и вести работу с особенными детьми в районах.
НА ПРИМЕРЕ ГЛУБОКОГО
Как сообщили в Управлении образования ВКО, в Глубоковском районе в прошлом учебном году охват инклюзивным образованием составил 530 детей. Из них с инвалидностью – 94, на дому – 77, в коррекционных классах – 30, в инклюзивных классах – 329 учеников. В посёлке Глубокое действует кабинет психолого-педагогической коррекции. Недавно в районном Доме культуры имени Абая открылся кабинет детской реабилитации. Здесь дети играют, танцуют и даже поют детские песенки. Пока кабинет посещают только пятеро ребят в возрасте от двух до двенадцати лет.
Инициатива открыть кабинет принадлежит педагогу с большим опытом.
– Малышей сейчас немного, к каждому удаётся подобрать индивидуальный подход, – рассказывает педагог Инга Крицкая.
Инга Васильевна много лет преподаёт хореографию в посёлке Глубокое. Заинтересовавшись проблемой развития детей с особенными потребностями, она в своё время обучилась на дефектолога. Сегодня Инга Крицкая – многовекторный учитель, имеющий образование по специальностям «физическая культура и спорт», «дефектология», «педагог-хореограф». На своих уроках она искусно совмещает методики и технологии из разных дисциплин, что позволяет ей менять ход занятия, подстраивая его под особенности каждого ребёнка.
– На уроках мы подключаем развивающие игры, делаем нейрогимнастику, пальчиковую, танцевальную гимнастику. Особенные детки долго не могут заниматься за столом, поэтому рисование и лепку мы чередуем с подвижными играми, – говорит специалист. – Пока один ребёнок занят раскраской, с другим мы разучиваем считалку. Затем меняемся. Вместе танцуем и поём. Ребятам нравится, надеюсь на хороший результат!
Педагог отмечает, что ребёнок с особенностями развития не должен замыкаться в себе и развиваться только в кругу семьи. Постепенно, посещая различные занятия, он привыкает к обществу, преодолевает стеснение и раскрывается.
– Мои дети очень любят занятия Инги Васильевны. Они стали лучше запоминать стихи, стали усидчивее. Здесь они имеют возможность направить свою энергию в полезное русло, – делится впечатлениями многодетная мама Анна Узенбаева.
Открытие кабинета детской коррекции в посёлке даёт отличную возможность родителям раскрывать потенциал своего особенного ребёнка, и притом бесплатно, говорят глубочане.
– Мы с радостью поддержали идею Инги Васильевны. Теперь кабинет необходимо оборудовать на должном уровне. Сейчас посещает его не так много детей. Для большего охвата нужны условия, специальное оборудование, – рассказывает директор Дома культуры имени Абая Еркебулан Жанат. – Надеемся, что кабинет будет развиваться и будет работать во благо детей, которые нуждаются в коррекции.
Для посещения занятий требуется лишь медицинская справка, подтверждающая, что ребёнок нуждается в особых образовательных услугах.
Поход к специалисту – это лишь маленький шаг к безграничному миру, который может сделать ребёнок с ограниченными возможностями, но только при поддержке родителей. Чтобы этот шаг стал началом большого пути, нужно объединить усилия — и родителям, и педагогам, и государственным структурам.