«Маэстро, музыку…»
Прошедший в Усть-Каменогорске республиканский фестиваль современной музыки композиторов Казахстана «Ұлы дала елі» послужил поводом для размышлений о духовном наследии страны, отмечающей в этом году 25-летие Независимости, престиже творческой профессии, а также об уровне музыкальной культуры нынешних слушателей.
Напомним, во Дворце культуры металлургов состоялся удивительный концерт академической музыки, написанной нашими современниками. Причем у восточноказахстанцев была уникальная возможность не только первыми в стране услышать новые произведения, но и воочию познакомиться с композиторами, приехавшими из Алматы, Астаны.
Томительное волнение испытывали и сами авторы, творцы, скромно сидевшие в зрительном зале. Для кого-то это была долгожданная премьера произведения, а для кого-то – новая интерпретация в исполнении оркестра казахских народных инструментов имени Байжигита и симфонического оркестра акима области. В любом случае, этот фестиваль был крупным значимым событием в музыкальной культуре не только Восточного Казахстана, но и республики в целом. Закономерность очевидна: композитор растет, когда исполняют его музыку. А вместе с ним повышают свое мастерство и музыканты.
Ни одно из произведений концертной программы не повторяло предыдущее. Прослеживались индивидуальные стиль, образность и темпоритм каждого композитора. Необычные музыкальные впечатления устькаменогорцам преподнесло эпическое произведение «Керей Жанибек» Серика Абдинурова (Астана). Лауреат международных конкурсов, доцент кафедры композиции Казахского национального университета искусств ведущую роль в своем творчестве отводит истории. Не стала исключением и композиция, исполненная на сцене Дворца культуры металлургов. В музыке переданы дыхание казахской степи перед началом кровопролитной битвы, воинствующий дух полководцев. Лейтмотивом выступает тема свободы.
И совсем иные эмоции у зрителей вызывает «Сарыарка XXI» нашей землячки Светланы Апасовой. Легкая, игривая, с плавными переливами музыка создает ассоциацитивный видеоряд ускоренного городского образа жизни. В то же время чувствуется: словно живительный родник прорывается в нашу современность глубокая древность в виде обычаев и многовековых традиций.
Торжественные нотки привносит в концертный вечер «Иннаугурация» председателя Союза композиторов Казахстана Балнур Кыдырбек (Астана).
На другой – душевный, лирический – лад настраивают казахские песни усть-каменогорских самодеятельных авторов – Арыстанбека Какиева и Багдат Есдаулетовой.
В целом, в этот вечер прозвучало двадцать произведений. Среди авторов Бейбут Дальденбаев (Алматы), Владимир Стригоцкий-Пак (Алматы), Ермек Умиров (Алматы), Ольга Юлтыева (Усть-Каменогорск), Ляззат Жуманова (Семей). Каждая из композиций была удостоена зрительских симпатий и аплодисментов.
Лауреат Государственной премии РК Балнур Кыдырбек обратила внимание публики на то, что фестиваль неслучайно приурочен к празднованию 25-летия Независимости Республики Казахстан.
– Тема свободы, независимости превалирует в казахской инструментальной музыке с момента ее появления, – сказала Балнур Кыдырбек. – Первые образцы, которые до нас дошли, – это кюи героя легенд Коркыта. С помощью тонких струн кобыза ему удалось передать красоту окружающего мира, образы волка, орла, символизирующих свободу. Кульминацией темы стало творчество великого казахского композитора-классика Курмангазы. В своих кюях он передал думы, настроения и мечты народа того времени. Нам же, нынешним участникам фестиваля, суждено было творить на стыке двух эпох – СССР и начала становления суверенного Казахстана. Поэтому в нашем творчестве тесно переплетены лучшие традиции как предков, классиков, так и сильнейшей советской композиторской школы.
О другой особенности произведений современных композиторов уже после концерта сказала музыковед, преподаватель Казахского национального университета искусств Татьяна Харламова. По ее мнению, наблюдаются две тенденции. Продолжает свое развитие национальная культура Казахстана. А с другой стороны, прослеживается взаимодействие, взаимопроникновение культур этносов, проживающих в нашем независимом полиэтническом государстве.
Из маленьких этнических ручейков – уйгурской, башкирской, русской, корейской и иных культур и образуется сегодня большая полноводная река, название которой – современная казахстанская музыка.
– Мы рискнули организовать такую концертную программу, которая стала для устькаменогорцев «пищей для ума», – отметила председатель представительства Союза композиторов РК в Восточно-Казахстанской области Светлана Апасова. – Эта музыка требует размышления, осмысления.
Иными словами, произведения современных отечественных композиторов рассчитаны на подготовленного слушателя. А много ли таких ценителей академического музыкального искусства у нас в Казахстане? Ответ напрашивается сам собой. Рынок диктует спрос. Люди сегодня предпочитают отдох-
нуть, развлечься, послушать что-то незамысловатое, легкое. Отсюда и популярность эстрады. Композиторам ничего другого не остается, как мириться с такой ситуацией, в глубине души все же надеясь, что их произведения будут однажды оценены по достоинству.
Вместе с тем у отечественных маэстро накопился целый ворох проблем, которые они вынуждены решать самостоятельно. Если раньше государство заказывало, давало дотации, а композиторы только писали музыку, то в сейчас весь огранизационный процесс лег на плечи самих авторов. Эта ноша для них оказалась непосильной.
Несколькими годами ранее композиторам были выделены государственные гранты на написание симфоний, опер. Почувствовав поддержку, композиторы даже воодушевились. Однако вскоре хорошее начинание заглохло, так и не дав возможности отечественным творцам в полной мере реализовать свой потенциал.
– Сейчас мы перестраиваем деятельность Союза композиторов, – делится лауреат Государственной премии РК Балнур Кыдырбек. – Жить творческим людям без государственной дотации невозможно. Поэтому мы организуем свой продюсерский центр, у которого будет несколько направлений деятельности.
К слову, сегодня Союз композиторов Казахстана объединяет 106 человек.
Оптимистично настроена кандидат искусствоведения, профессор Казахского национального университета икусств Дана Жумабекова.
– Как бы там ни было, за годы независимости Казахстана увеличилось число профессиональных композиторов. Вырос и уровень отечественных музыковедов, – говорит гостья из Астаны. – Благодаря грантам, выделенным Министерством образования, увидели свет изданные произведения композиторов.
Наряду с этим, в различных регионах, городах Казахстана создано 18 оркестров казахских народных инструментов. Музыкальные коллективы готовы работать, активно привлекать к сотрудничеству композиторов, пополняя свой репертуар.
Средний возраст членов Союза композиторов Казахстана – 50 лет. И потому вырисовываются нерадостные перспективы у казахстанской академической музыки…
– У нас есть талантливые композиторы среди молодых ребят, – рассказывает композитор, заслуженный деятель РК Бейбут Дальденбаев. – Проблема в другом – после окончания вуза они не знают, где им работать по своей специальности. В основном сегодня востребованы авторы-«песенники», «эстрадники».
С другой стороны, молодежи, чтобы вступить в Союз композиторов РК, после консерватории нужно зарекомендовать себя оригинальной творческой личностью и предоставить самостоятельные работы. А это очень непросто. Быт, работа, как правило, не по профессии, семья… Нужно быть фанатиком, чтобы ночами сочинять музыку. Не все такое выдерживают, не все к такому стремятся. Только лишь избранные, для кого творчество – не испытание, а призвание.
– Когда я поступала на композиторское отделение, – вспоминает Балнур Кыдырбек, – на одно место претендовали десять человек. А в 1990-е годы не было подано ни одного заявления, престиж профессии резко упал. Сегодня появилась молодая плеяда композиторов. У них уже совершенно иной подход к творчеству, это и понятно – они росли уже в других реалиях. Этот острый разрыв поколений в отечественной композиторской школе мы сейчас и пытаемся преодолеть.
Лучшая награда, признание заслуг для композитора – когда музыка его звучит, а не пылится в пухлых нотных тетрадях. В этом отношении участникам республиканского фестиваля современной музыки «Ұлы дала елі» посчастливилось. Они не просто услышали свои произведения со сцены, но и насладились высоким исполнительским уровнем восточно-казахстанских оркестров.
– Безусловно, у коллективов вашего региона свое видение, трактовка моих произведений, – сказал доцент кафедры композиции Казахского национального университета искусств Серик Абдинуров. – Но это было сделано так красиво, проникновенно. Чувствовалось, что оркестры с удовольствием исполняют нашу музыку.
Пользу от такого сотрудничества видят сами представители областной государственной филармонии. Благодаря фестивалю репертуар коллективов пополнили новые произведения, которые необходимы для проведения масштабных мероприятий, государственных праздников, исторических памятных дат.
О дальнейшей судьбе композиций, исполненных на сцене Дворца культуры металлургов, можно не беспокоиться. Они будут исполняться нашими оркестрами, а значит, жить.