Любимая «Волга» цвета белой ночи
Автомобилем, значительно обогнавшим своё время, свой век, можно с полным правом назвать «Волгу» ГАЗ-21 цвета белой ночи, владельцем которой с 1981 года является житель Усть-Каменогорска Салим Абылхожин.
Почти 44 года ретро-«Волга» верой и правдой служит своему заботливому хозяину, который на память сохранил технический паспорт старого образца, выписанный ещё в 1981 году. Сразу скажем, это далеко не музейный экспонат, приобретённый для коллекции, чтобы любоваться им и сдувать с него пылинки. Самый что ни на есть действующий образец, «рабочая лошадка» в прямом смысле, не только честно отрабатывавшая свой «овёс», но и приносившая дополнительный доход. Однако здесь уже аналогии с благородными животными заканчиваются, потому что дальнейшая судьба «Волги» начала складываться по совершенно оригинальному сценарию.
РАНО В УТИЛЬ!
После почти 30 лет безупречной службы «рабочую лошадку» не стали, как обычно, списывать со счетов, отправлять «на мясо», то есть сдавать в утиль. Наоборот, оставили в «конюшне», присвоив престижнейший статус парадно-выездного железного коня, но для начала практически вернув ему вторую молодость. В отличие от живого существа это вполне возможно в наши дни для любого ретро-автомобиля – как говорится, были бы запчасти.
– Мы дважды за все годы проводили самый серьёзный капитальный ремонт на ГАЗ-21, – вспоминает Салим Абылхожин. – В первый раз, когда я официально оформил автомобиль на своё имя и целый год ремонтировал его, с большим трудом находя и устанавливая только родные узлы и детали. Это было главным принципом, как тогда, так и сейчас, чтобы всё соответствовало оригиналу до мелочей, хотя эта задача не стала легче по истечении лет.
Отметим, что все предыдущие годы хозяин хранил верность только этой марке автомобиля – и после школы, и после института, где получил профессию инженера, и когда работал в различных организациях. Всюду его любимая «Волга» оставалась первым помощником и другом, с которым они исколесили всю область, республику и даже часть соседней страны.
Так продолжалось до 2009 года, когда по объективным причинам пришлось пересаживаться на другого «коня», как можно догадаться, той же марки, но другой модификации – ГАЗ-24, а это уже другая история.
– Тут нам пришлось во второй раз взяться за капитальный ремонт, но он уже длился не один год, как прежде, а целых пять лет, – продолжает Салим Абылхожин. – Мы решили полностью обновить ГАЗ-21 и пользоваться им, как сейчас модно говорить, в представительских целях, на парад – на выезд. Разобрали до винтика, обследовали кузов, убедились, что недаром хвалят процесс лужения на авто старой сборки, поскольку на «жестянке» не было ни одной ржавчины или сварного шва. Обнаружили лишь след от домкрата на пороге, который привели в порядок, но об этом чуть позже. Покрасили в родной заводской цвет «белая ночь», поставили мосты, чтобы прикатить автомобиль домой, а остальную сборку проводили своими руками.
Сегодня авто выглядит на все сто, магически притягивая взгляды на парковках, городских улицах и загородных трассах. Все норовят сделать фото и видео в движении или во время остановки, заканчивается всё банальной просьбой продать авто.
– Конечно, разные образцы в городе ещё встречаются, но в идеальном состоянии подобных авто лишь единицы, – говорит хозяин ретро-автомобиля. – Доводил я его до ума своими силами, могу с закрытыми глазами разобрать и собрать любой узел, агрегат и деталь. Однако в нашем деле мало знать и уметь, надо сердцем и душой чувствовать автомобиль, как живое существо, ухаживать за ним не только по плановым ТО, а заранее всё предвидеть. Тогда он не подведёт вас даже в самой долгой и трудной поездке.
СИМВОЛЫ ЭПОХИ
Есть много метафор и эпитетов, посвящённых ГАЗ-21, но среди них для владельца особенно метким и ярким кажется сравнение с «танком во фраке». Имеется в виду прочность и форма кузова, бамперов, в которых имеются выемки для домкрата. И, например, для автора это явилось настоящим откровением, поскольку обычно автомобиль вывешивается при помощи креплений под дверными порогами.
По поводу фрака. Особую элегантность кузову авто придают хромированные элементы, а в их числе культовая фигурка оленя, застывшего в прыжке. Ну, чем не символ для ВКО, являющегося родиной отечественного оленеводства и мараловодства – брендовой отрасли уникального региона!
В зарубежных фильмах похожий транспорт так же, как и у нас, является приметой эпохи, отражением культуры, узнаваемых дизайнерских решений. Тут не обойтись без отсылки к культовому фильму «Берегись автомобиля», где главный герой задним ходом выезжает на высокую насыпь перед мостом.
– Позднее выяснилось, что подобный трюк невозможен в реальности, – вносит ясность владелец такой же марки авто. – В интернете есть ролики об этом эпизоде, где тонким тросом при буксировке срезается кусок газона.
При виде ретро-автомобилей сам собой назревает вопрос, насколько они практичны в наше время высоких скоростей и постоянного дефицита времени.
– Лично я как прежде, так и сейчас на загородной автотрассе всегда придерживаюсь скорости 90 километров в час, – делится Салим Абылхожин. – При этом никуда и никогда не опаздываю, как и мои попутчики, привыкшие ездить со мной, оценившие ходовые качества и комфорт раритетного авто. Так было раньше на 21-ой «Волге», так остаётся и сейчас на другой – 24-ой.
По его словам, с иномарками их сравнивать некорректно, ведь это уже совсем разные вещи. Каждому – своё: одному нравится всё новое, а другому – ретро, хотя в конечном счёте задача у них одна – из пункта А доехать в пункт Б.
Наш собеседник в любых ситуациях чувствует себя хозяином положения, знает технику как свои пять пальцев. Найдёт поломку и сделает ремонт, как говорится, даже на коленке, а цены на запчасти гораздо ниже, чем на иномарки, нашпигованные электроникой, и не приходится тратиться на услуги СТО. Да и не всё измеряется деньгами, а есть ещё такие, сегодня не совсем «модные», понятия, как любовь к технике, давнему хобби, которое так же является живым делом.
– В дальней дороге бываю часто, стараюсь преодолевать её на одном дыхании от начала до конца, – говорит наш герой. – За рулём надо быть максимально собранным, строго соблюдать правила дорожного движения, быть взаимно вежливым, тогда и вас будут так же пропускать, благодарить.
Салим отмечает, что сейчас шофёрское братство и взаимовыручка далеко не на том уровне, как в годы его молодости, но он им верен в любые времена.
– В соседней стране однажды увидел на обочине иномарку с пробитым колесом, – вспоминает Салим Абылхожин. – Никто не тормозит и не желает помочь девушке-водителю и её пассажирам, а у них в багажнике и запаска с проколом, инструментов тоже нет. Снял их колесо, поставил свою камеру, меньшую на размер, что даже лучше родной, накачал, установил колесо и посоветовал аккуратно добраться до ближайшей СТО. Как они были рады!..
БЫТЬ НАСТОЯЩИМ
Для дальних поездок водителю, особенно если везёшь людей, нужны хорошая физическая подготовка, отличное зрение, выносливость, мгновенная реакция. Даже в почтенном возрасте оптимальную форму можно поддерживать, занимаясь спортом, и это уже второе увлечение нашего автомобилиста.
С раннего детства Салим Абылхожин увлекался лыжными гонками, добивался существенных результатов, а с годами взял себе за правило с наступлением зимнего сезона неподалёку от дома прокладывать лыжную тропу. Обязательные забеги на круговую дистанцию в десять километров в произвольном тренировочном режиме дают хорошую нагрузку и разминку как для души, так и для тела.
– Пусть не обижаются поклонники лыжного спорта, но его, сколько я себя помню, всегда называли лошадиным, – смеётся собеседник. – Насколько он забирает силы и энергию, настолько вырабатывает выносливость, умение преодолевать трудности, через «не могу», пока не откроется второе дыхание.
В нынешнем году пока нет надёжного снежного покрова в городской черте, но мы будем по-другому выходить из положения, а там уже и дождёмся снега.
Перефразируя известное изречение в более подходящее для нашего случая и нашей темы, можно сказать так: «Покажите мне свой автомобиль, и я скажу, кто Вы».
В раритетном авто всё оригинальное до мелочей: рулевое колесо цвета слоновой кости, тумблеры и клавиши лампового радиоприёмника, чей звук называли бархатным. Сейчас уже нет старых нужных радиочистот, но хозяин не склонен менять внутренности приёмника на электронику, как некоторые другие. Ему критически важно, чтобы содержание соответствовало форме в полной мере, без стилизованной подделки под псевдостарину или наоборот.
– В жизни всё должно быть настоящим! – резюмировал наш герой.
Меир Токобаев
Фото Меир Токобаев