Общество

Луч надежды для любимого ребенка

Трехлетний малыш внимательно следил за красочными картинками на листе бумаги и вместе с логопедом дневного полустационара Центра поддержки семьи «Берегиня» старательно учился говорить.

Луч надежды для любимого ребенкаДанил Дробышев родился семимесячным, у него выраженная задержка в развитии, перенес шесть операций.

– Для нас самое главное – движение, – говорит мама Светлана. – Утром и вечером по два часа зарядка, три раза в неделю занятия с лошадьми в Винном, бассейн. Сейчас Данил начал понемногу говорить, ползать, ходить с поддержкой.

До трех лет, как планировали родители, поставить малыша на ноги не удалось. Светлана уволилась с работы и теперь все время посвящает сыну. Чтобы Данил мог общаться со сверстниками, они приходят в полустационар, также занимаются с логопедом Юлией Григорьевой.

Второй год в Центре поддержки семьи «Берегиня», в рамках проекта предоставления специальных социальных услуг детям с психоневрологической патологией, нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидами детства занимаются опытные специалисты по программе Марии Монтессори. В бывшем Советском Союзе в силу существующей идеологии эту программу не принимали. В Казахстане по ней работают в Петропавловске и Усть-Каменогорске.

– Детишек набираем от двух до семи лет, – говорит председатель центра Валентина Богомолова. – Принимаем самых сложных детей, каких уже не берут в реабилитационные центры. С ними работают психолог, логопед, дефектолог.
Оказываем юридическую и медицинскую помощь. Проводим спортивные мероприятия, лечебно-физкультурный комплекс, массаж. Социальный консультант Зухра Афанасьева разъясняет родителям, как добиться установления инвалидности ребенку, если врачи не признают таковую.

В зависимости от возраста и способностей ребенка созданы две группы – «Вместе с мамой» и «Я сам». Занятия малыш посещает с мамой или папой. Ребенка легко травмировать, оставив одного в группе незнакомых людей. Присутствие мамы создает у малыша чувство защищенности, он свободно играет. Занятия длятся в зависимости от того, сколько ребенок может выдержать. Первоначально ему хватает 10 минут, затем время увеличивается до полутора-четырех часов. Между уроками – музыкальная пауза, дети водят хороводы. Кроме того, малыши учатся здороваться, переодеваться, играть вместе, не мешать другим, не отнимать игрушки.

Вследствие заболевания многие дети практически не говорят. Так, прислушавшись к лепету трехлетней Даши Проскуряковой, можно немного разобрать, что говорит девочка. Успехов достигают те дети, которые ходят в группы второй год. Благодаря занятиям четверо малышей в прошлом году и двое в этом переведены в коррекционный детский сад.

– Сначала мы проводим диагностику ребенка, изучаем его потребности, – говорит социальный работник Вера Валковая. – Составляем индивидуальный план развития. С некоторыми детьми работают психолог и дефектолог.
Немного о комнате, где проводятся занятия. Столики, стульчики, полочки – все подобрано по росту малышей, материал расположен на уровне глаз ребятишек, а игры соответствуют их возрасту и способностям.

Как принято в системе Монтессори, вся комната поделена на зоны. В одном месте находится «мокрая зона», где юные первооткрыватели переливают воду, вылавливают ситечком шарики из воды, моют игрушечную уточку и взбивают пену, следя за лопающимися пузырьками. В другом – «сыпучая зона» – тут малышня всласть копается в чечевице, выуживая оттуда разные интересности – камушки, ракушки, деревянные модельки транспорта.

Разнообразен материал, находящийся в «зоне практического развития». С помощью рамок с большими и маленькими пуговицами, липучками, пряжками и шнурками дети учатся застегивать и расстегивать свою одежду. Тут же ребенок гладит вещи, складывает салфетки, моет посуду, подметает и вытирает пол.

Очень любят ребятишки «круг» – завершающий этап занятий. Он начинается вместе со звоном колокольчика, который последовательно передают друг другу. В «кругу» вместе с мамой и другими ребятами дети выполняют логопедические, дыхательные и пальчиковые упражнения: играют пальчиками в «ежика», «полосатого Хомку», прячутся в «домике», задувают свечку на прощание. Вадим Семашкин домой уходит со слезами на глазах.

– Малыш играет только в те игрушки, какие ему нравятся, – говорит мама Юлия Маткова. – Мы с сыном теперь больше понимаем друг друга. Он стал увереннее двигаться в пространстве, смелее контактирует с другими людьми. После занятий всегда крепко спит.

Все действия на дневном полустационаре пропитаны атмосферой волшебства, сказочности, а главное, взрослые и дети все делают вместе. Такие занятия помогают улучшить взаимоотношения между мамой и малышом, способствуют развитию умения слушать себя и слышать других людей.

Антонина Гаврилова

Еще новости

Back to top button