Общество

Лопата на резиновом ходу

Лопата на резиновом ходу

Механизатор из ПДУ № 7 КГП «ОблШыгысЖол» изобрел приспособление, с помощью которого при зимнем уходе за дорогами снег не только сдвигается с поверхности, но и прикатывается, что позволяет сделать дорожное полотно более комфортным для передвижения автотранспорта.

Автор изобретения Толеген Ускембаев (на фото) работает на грузовой карьерной машине «КАМС» с прикрепленным впереди косым отвалом уже не первый год. Поэтому не понаслышке знает, что при очистке первого снега всегда есть вероятность повредить навесную лопату – под белым покрывалом на дорогах могут прятаться бугры, канавки или примерзшие к поверхности большие камни. Удар о них косой лопатой на большой скорости ощутим и запросто может вывести из строя снегоочистительный агрегат.

Встречаются на трассах, особенно с гравийным покрытием, и ямы, с которых металлический отвал просто сдвигает снег, и первый же автомобиль, проехавший колесом по ним, вновь делает углубления. Поверхность опять становится неровной, а езда – тряской.

Толеген сконструировал для отвала резиновые накладки, которые крепятся к нижней, «рабочей» части лопаты. Они по 18 сантиметров шириной и 20 – высотой, внутри каждой из них проходит по шесть стальных тросовых прожилин. Эластичные накладки смягчают удар, заглаживают, прикатывают сверху выбоины и делают поверхность зимней дороги ровной.

– Впервые мы опробовали это приспособление в прошлом году на автодорогах областного значения Улкен Нарын – Курчум и Средигорное – Ново-Поляковка – Малонарымка, – рассказывает главный инженер участка Ержан Байтемиров. – Убедились, что его применение по первому снегу очень эффективно. Лопата не ломается, и работа продвигается быстро. Поэтому нынче такое же приспособление сделали и к косой лопате колесного трактора МТЗ-82. В этом году прорезиненными отвалами мы уже прочистили не только названные участки, но и дорогу Ново-Хайрузовка – Октябрьская переправа – Алтайка. Всего за ПДУ-7 КГП «ОблШыгысЖол» закреплено 274 км дорог областного значения, имеется в наличии восемь единиц техники. В конце лета мы полностью произвели обкос обочин, подготовили водопропускные сооружения, заготовили подсыпочный материал. На зимнем содержании дорог добросовестно трудятся механизаторы Толеген Ускембаев, Борис Земцов, Даурен Бугубаев, водитель Жамбулат Амренов.

…Если верить долгосрочному прогнозу, озвученному метеорологами, в Восточном Казахстане в декабре будет преимущественно холодно и снежно. Виной тому – холодные арктические воздушные массы, которые периодически будут «посещать» территорию нашей области. И хотя жителей ВКО таким прогнозом не напугать, дорожникам всегда нужно встречать зиму во всеоружии.

Как сообщили в райотделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, все субъекты, обслуживающие дороги в зимний период, подготовлены и функционируют как положено. Протяженность автомобильных дорог в Катон-Карагайском районе составляет почти 700 километров, немалая часть которых проходит в горной местности, где обильные снегопады и бураны – частое явление. Уходом за республиканскими и областными автотрассами занимаются, соответственно, ДЭУ-27 ОФ РГП «Казахавтодор» и ПДУ-7 КГП «ОблШыгысЖол», содержание же дорог районного значения, а также улиц населенных пунктов находится в ведении акимов сель-округов, которые определяют подрядчиков согласно Закону РК «О государственных закупках». Готовность техники всех субъектов к началу сезона была стопроцентной.

Шамиль Багаутдинов
Фото автора

Катон-Карагайский район

Еще новости

Back to top button