Общество

Лекотека учит и лечит

Специалисты лекотеки Семея помогают детям успешно адаптироваться в обществе, научиться правильно говорить, общаться, справляться со стрессом.

Лекотека учит и лечитЕсть жизненные ситуации, когда помочь родителям установить контакт с ребенком, познать его внутренний мир может только специалист. Занятия с логопедом и детским психологом позволяют малышу раскрыться, преодолеть свой страх, горе или болезнь и встать на путь выздоровления и дальнейшего развития.

В Семее вот уже более пяти лет на базе Центра инновационных образовательных технологий ГУ им. Шакарима работает лекотека. Это, пожалуй, единственный центр, доступный для всех желающих, где малышам от 2 до 10 лет оказывают помощь детский психолог и логопед.

По словам педагога-психолога лекотеки Светланы Шелиповой, сюда приходят дети с самыми разными проблемами.
Чаще всего это ребятишки с особыми образовательными потребностями. Однако нередко сюда обращаются родители, которые хотели бы узнать, насколько развитие их ребенка соответствует возрастным нормам. А родители младших школьников чаще всего обращаются с проблемой снижения мотивации к учебе.

– В этой группе детей отказ от учебы и повышенная нервозность иногда возникают из-за элементарной перегрузки. Часто приходят дети, которые загружены занятиями с 8 утра и до 20 часов вечера. Естественно, что организм ребенка просто не выдерживает таких огромных нагрузок. Тогда мы советуем родителям отказаться от части кружков и секций, чтобы дать малышу возможность свободного времени, – поделилась своим практическим опытом Светлана Ивановна.

И все же чаще всего в лекотеку приходят дети с задержкой психического и речевого развития. Одной из причин задержки речи у детей С. Шелипова называет билингвизм, когда в семье разговаривают на одном языке, в детском саду или в школе малыш общается на другом языке. Именно так современные родители пытаются безболезненно научить своего ребенка разговаривать на двух языках. Здоровые дети часто успешно с этим справляются, а у малышей с поражением центральной нервной системы подобная практика иногда порождает мозаичность восприятия речи. В результате ребенок начинает говорить, путая в речи слова из разных языков в одном предложении.

Чаще всего маленькие посетители наблюдаются у невропатолога и детского психиатра. Иногда такие малыши с трудом адаптируются в обычных детских садах и мини-центрах, а по показаниям здоровья их нельзя отнести к детям с ограниченными возможностями. За те годы, что работает лекотека, в Центр инновационных образовательных технологий ГУ им. Шакарима обратились сотни семей, которым требуется квалифицированная помощь специалистов. В Семее лекотека – практически единственный центр, который оказывает услуги «неорганизованным» детям. Тем, кто не посещает детсады, мини-центры, не учится в специнтернатах или обычных школах.

– В Семее достаточно много психологов, детских центров, но лишь единицы из них работают с особыми детьми. Потому что это огромная ответственность и совсем другой подход в работе. Индивидуальный подход – это еще не все, тут нужно установить контакт и с родителями, помочь им обрести уверенность, увидеть новые возможности развития своего ребенка, – поясняет Светлана Шелипова.

Результаты, которых достигли специалисты лекотеки, просто удивительны. Одному из воспитанников центра после годичного курса коррекции невропатолог снял диагноз аутизм. По наблюдениям педагога-психолога, положительная динамика у каждого ребенка строго индивидуальна. Есть дети, которые после трех-пяти занятий начинали разговаривать, другим малышам для того, чтобы произнести хотя бы одно слово, требуются годы.

– На сегодняшний день в Семее более трех тысяч малышей нуждаются в регулярных занятиях с логопедом и детским психологом. Однако охватить всех желающих мы не в силах, – подняла актуальную проблему директор Центра инновационных образовательных технологий Роза Мамбетбаева. – Нужна мощная поддержка подобных детских центров со стороны государства и местной исполнительной власти, чтобы мы могли на бесплатной или хотя бы льготной основе оказывать услуги детям с ограниченными возможностями. Потому что далеко не каждая семья, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, имеет достаточно финансов, чтобы пройти курс коррекции.

О том, что специалисты лекотеки помогли детям, говорят и многие родители, чьи дети прошли курс коррекционно-развивающих занятий.

– Мой ребенок посещает занятия около года. За это время мы существенно продвинулись в речи и в целом в развитии ребенка. Думаю, без помощи специалистов мы бы вряд ли самостоятельно достигли подобных результатов. Огромное им спасибо за внимание и помощь, которую они оказывают нашим детям! – от всей души поблагодарила специалистов лекотеки родительница Ирина Иордан.

Справка

Лекотека (от шведского «leko» – игрушка и греческого «tek» – собрание, коллекция) – библиотека развивающих игрушек. Цель лекотеки – предоставление детям с особыми потребностями и их семьям места для встреч со специалистами. Лекотека использует семейно-центрированную игру как ключ для интеграции детей, имеющих проблемы в развитии, в семейную и общественную жизнь. С этой целью разрабатываются специальные игровые технологии, ориентированные на всех членов семьи.

Екатерина Гуляева

Семей

Еще новости

Back to top button