Лекарь, атаманша и кокетка, или «Любите жизнь – она прекрасна»
…Гримерка. Последние минуты до выхода на сцену. Актриса ненавязчиво бросает свой взгляд в зеркало. Точно также как и всегда безупречный макияж. Огонек в глазах от томительного ожидания новой встречи со зрителем. И открытая улыбка, помогающая унять нарастающее волнение.
Уже 34 года самоотверженного служения театру прожиты Тамарой Кобловой на одном дыхании. Словно это было вчера. Молодой выпускницей Усть-Каменогорского культурно-просветительского училища она впервые перешагнула порог областного драматического театра и… осталась в нем навсегда. О чем нисколько не жалеет. Именно здесь она создала уникальный красочный калейдоскоп из более ста сыгранных ролей: разноплановых, разнохарактерных, разножанровых. Что позволяет называть ее сегодня и лекарем («Лакейские игры»), и атаманшей («Снежная королева»), и кокеткой («Яма»), а в целом, дамой приятной во всех отношениях. Каждой роли она отдавалась без остатка, оживляя образ новыми, присущими только ей красками, интонациями.
Для режиссеров, работающих в разные годы в театре, Тамара Коблова была просто находкой. Наделенная острым живым умом, быстротой реакции, хваткой и умением стремительно ориентироваться во времени и пространстве, а самое главное – убежденностью и знанием, чего именно от нее требуется, Тамара Николаевна решала подчас даже самые сложные режиссерские задачи. Вместе с тем, ее индивидуальная фактура, мощная актерская техника, отточенная пластика и природная музыкальность снискали ей актерскую славу и признание среди именитых мастеров театрального искусства. Всеми известный драматург Эмиль Брагинский лично поблагодарил усть-каменогорскую актрису за исполнение роли врача в спектакле по его пьесе «Лакейские игры». Она всегда точно передавала мысли драматургов, а иногда даже выступала их «соавтором», привнося личностное отношение к своей героине, жизни.
Участие Тамары Николаевны в спектакле не просто сводилось к исполнению роли. Она, словно атомный реактор под высоким напряжением, проживала на сцене отрезок своей жизни, наполняя энергией своих партнеров, а также зрителей. Отличительной чертой актрисы всегда оставался неукротимый дух и беззаветное стремление к творческому поиску.
Что еще пронеслось перед глазами актрисы в гримерке? Замужество, рождение сына и… снова головокружительная карусель из многочисленных спектаклей, гастролей, которые в ее жизни занимали гораздо больше места, чем семья. Тамара Коблова – дважды лауреат премии «Маска» управления культуры ВКО, а также обладатель почетного нагрудного знака «Мәдениет саласының үздігі».
Темпераментная женщина с превосходным вкусом еще раз небрежно поправляет прическу и с мыслью, что годы прожиты не зря, выходит к нам на сцену. Это ее юбилейный вечер! И она снова будет рвать душу, поскольку театр – это ее философия и ее святыня, поклонение которой вполсилы недопустимо.
С читателями нашей газеты Тамара Коблова делится сокровенным.
– Приходилось ли Вам чем-то жертвовать ради роли?
– Ой, сколько раз! И как? Помню, репетировала со сломанной рукой в гипсе. В спектакле «Дамы и гусары» очень хороша была роль Анели. Надо было ходить в больницу на разработку руки, а мне все некогда – вместо этого разрабатывала за кулисами на штанкетах. Играла со сломанной ключицей и порванными менисками.
Но самое главное и непростительное – жертвовала своим сыном. Из него бы, наверное, получился хороший хоккеист или футболист… А мы с мужем все время проводили в театре. Да и то, что в моей семье всего один сын, в этом тоже, по большому счету, виноват мой любимый театр.
– В каких Вы взаимоотношениях со своей профессией: госпожа, рабыня, партнеры?
– Наверное, рабыня. Потому что моя профессия всегда со мной или во мне. При любых обстоятельствах, в любых ситуациях я примеряю все на себя как актриса. А потом уже оцениваю, делаю выводы, анализирую все мои наблюдения, складываю в «копилку», чтобы применить в том или ином образе.
– Чтобы запоминать большие объемы информации, необходимо обладать хорошей памятью. Что Вы делаете, чтобы укрепить память? Есть ли у Вас какие-то свои рецепты или методики?
– В нашей экологии никакие рецепты не помогут. Даже кроссворды. А вообще-то это не главное. Главное, понять идею, образ, о чем идет речь. Примерить на себя, достать из «копилки» образ и войти в него. А дальше мозг, наш главный компьютер, все сделает сам.
– Когда Вы смотрите со сцены в зрительный зал, что или кого видите?
– Никого и ничего. На сцене я живу в другом мире, в других обстоятельствах, а там нет зрителей. А вот в финале, точнее на поклоне, я вижу либо восхищенные глаза, либо безразличные, пустые… Но честно говорю, не кривя душой, все-таки в Усть-Каменогорске зрители очень любят наш театр. И мы им благодарны.
– Что для Вас значит театр?
– Театр – это моя жизнь, мое счастье, моя радость, моя любовь, мой родной дом. Театр всегда остается верным другом, способным вдохнуть оптимизм и красоту вопреки всему. А мой девиз звучит так: «Любите жизнь, она прекрасна»!