«Лего» по-взрослому

Многие в детстве собирали конструкторы, а некоторые даже склеивали простенькие модели самолетов или танков. Для некоторых это увлечение переросло во что-то большее и теперь стало не только способом выразить себя и проявить техническое творчество, но также шансом окунуться в историю, открыть для себя что-то новое.
Мало кто знает, что в такого рода увлечении есть целое направление, которое называется «стендовый моделизм». Занимаются им уже не дети, а взрослые и состоявшиеся люди. Сегодня стендовый моделизм – это хобби для особо усидчивых, усердных, последовательных и терпеливых. Как следует из названия, это создание уменьшенных копий реальных предметов в заданном масштабе. Например, для воспроизведения относительно небольших вещей могут быть использованы масштабы 2:1, 1:1, 1:2 или 1:3. В случае воссоздания техники, в первую очередь военной, выбираются уже другие соотношения. К примеру, самолет в масштабе 1:3 (то есть всего в 3 раза меньше, чем реальный прототип) будет просто огромный – такая модель даже в просторный гараж не поместится. Поэтому при проектировании макетов техники используются различные уменьшающие масштабы: 1:24, 1:32, 1:35, 1:75, 1:100 и другие. В результате получаются маленькие копии истребителей, тяжелых бронетранспортеров, грузовиков и кораблей. Однако, несмотря на свой размер, они остаются, прежде всего, моделями – здесь чрезвычайно важен реализм. Главная идея этого культурного феномена – максимально аутентично передать особенности реально существовавшего или существующего прототипа на его уменьшенную копию.
– Слово «стендовый» означает, что мы собираем статичную фигуру, которая максимально соответствует реальному прототипу, – говорит опытный усть-каменогорский стендовый моделист Николай Усачев. – Важно не просто собрать и правильно покрасить форму, но привязать ее к определенному времени и месту. Можно сказать, что таким образом стендовые моделисты воссоздают историю в миниатюре.
Николай Усачев занимается этим уже больше десяти лет. За это время он собрал множество моделей (некоторые из них нашли свое место в коллекциях европейских ценителей) и превратил свое хобби в профессию. Интерес к пластиковым танкам зародился еще в детстве – собирал модельки ГДР-овского производства и активно интересовался масштабным конструированием.
– Стоит сказать, что в советские годы качество доступных для сборки материалов было крайне низкого уровня, – говорит Николай Усачев. – Сегодня в нашем деле проще: есть большой выбор разных производителей с достойным качеством и ассортиментом.
К нему нередко обращаются любители исторической техники с просьбой собрать сложную модель. Весной Николай сядет клеить на заказ большой самолет – на эту работу уйдет больше месяца. За кажущейся простотой миниатюр стоит многодневный кропотливый труд – чтобы склеить фигуру из более чем сотни мелких деталей без лишних выступов, швов и следов неаккуратной покраски, необходима твердость рук, хорошо развитая мелкая моторика и невероятная усидчивость. Качественно собранные модели стоят немалых денег, а испортить изделие неопытному любителю очень просто, поэтому к Николаю обращаются, когда не уверены в своих силах, а на выходе нужно получить превосходно собранный экземпляр.
Модели собираются из так называемых «литников» – это пластиковые штамповки, сделанные с помощью пресс-форм, в которых находятся все необходимые для сборки детали. Они продаются в ярких коробках с изображением собираемого объекта. Похожи на «лего», но подход совершенно иной – много исторических справок, много деталей, подробные схемы и чертежи. Как правило, дорогие модели предельно точно воссоздают каждый винтик указанного прототипа, а на коробке указаны его точные характеристики. Например, если это танк, то написано его название и годы, в которых он состоял на вооружении. Дело в том, что в разные периоды могли быть и разные особенности строения танка, а также, скорее всего, отличается его окраска и наличие отсутствие дополнительных деталей. Обычно люди, только начинающие свой путь в стендовом моделизме, не стремятся к 100-процентной достоверности изделий и могут позволить себе собрать, например, условный «Т-34», что называется «в вакууме», без оглядки на какой-то исторический период. Серьезные макеты делаются с привязкой к определенному времени и месту – то есть тот же «Т-34», выполненный профессионалом, будет, например, копией образца именно Харьковского, а не Уральского завода и будет носить характерные особенности танка харьковского производства. Историческое соответствие – один из важных столпов, на которых стоит моделизм. Другие требования – высокое качество сборки.
– Модели новичков легко распознать по неровным стыкам деталей, следам клея и заметным мазкам кисти. Зачастую любители редко используют аэрограф для покраски, а качественно разрисовать пластик «от руки» очень сложно, – говорит Николай Усачев. – Тем не менее каждый занимается моделизмом в своих целях, и есть часть людей, которым просто нужно занять свободное время – они неприхотливы в творческом процессе и не особо критично относятся к тому, какая модель получится у них в итоге. Впрочем, даже для любительской сборки многосоставных литников с мелкими компонентами нужны особые умения.
Развить специфичные навыки можно с помощью опыта. В процессе конструирования часто приходится крепко удерживать в одной руке мелкую деталь, которая так и норовит выскользнуть, а другой – наносить на нее клей и крепить следующий участок модели. Причем соединить их нужно как можно ровнее, при этом не выпустив из пальцев и не пережав, чтобы не погнуть деталь или не сломать. Один из моделистов, с которым Николай поддерживает общение на почве взаимных интересов, – хирург из первой городской больницы. По словам врача, работа с мелкими деталями помогает ему развивать точность и уверенность движений в своей основной профессии.
– Каждый этап создания модели чему-то учит. Если регулярно заниматься сборкой, то со временем начинаешь понимать толк в материаловедении – узнаешь, как пластик реагирует на разный клей, какой обработке можно его подвергнуть, как правильно грунтовать поверхность, наносить краску, – говорит Николай Усачев. – Если ребенок избрал в качестве своего увлечения стендовый моделизм, то к совершеннолетию он уже будет иметь неплохой багаж не только материаловедческих знаний, которые можно использовать в прикладных целях и в работе, но и исторических познаний.
Моделизм – это, прежде всего, пристальное внимание к деталям. Поэтому тот, кто решил регулярно заниматься сборкой масштабных макетов, рано или поздно захочет создать модель, максимально приближенную к какому-то существовавшему прототипу. В таком случае он будет вынужден обращать внимание на такие детали, о которых обычный человек вряд ли бы даже задумался в повседневной жизни.
– Например, собираю советский грузовик ГАЗ-АА и хочу приблизиться к образцам времен Второй мировой вой-ны. При этом мне нужно, чтобы капот был открыт и было видно все «внутренности» автомобиля. Как мне узнать, как их правильно красить? Оставить серым? Выкрасить в коричневый? – говорит Николай Усачев. – Я начинаю копаться в документации, приложенной к литникам, однако, разумеется, не нахожу там такой подробной информации.
Спрашивать знакомых тоже бесполезно – здесь поможет только интернет. Вбиваю в поисковик запрос и нахожу не только интересующую меня информацию о цветах, но и причины, по которым именно на этих ГАЗ-АА были установлены такие двигатели.
Словно по наитию, любитель клеить боевые машины переходит от статьи к статье, волей-неволей нужно окунаться в историю с головой, в самые мелкие подробности. Чтобы выяснить, к примеру, цвет какой-то мелкой или скрытой от глаз детали, придется прочитать много дополнительной информации и понять, почему именно на этой модели деталь присутствует, а на последующей ее нет.
– Без знания истории тут никуда, так как чтобы сделать аутентичную модель, нужно быть на все сто уверенным, что ты знаешь, какой она была в тот период времени, – говорит Николай Усачев. – К тому же регулярно проходят выставки и конкурсы по стендовому моделизму, где опытные судьи оценивают экспонаты в первую очередь по достоверности.
Как правило, в жюри сидят несколько человек, каждый из которых является специалистом в своей области: один разбирается в танках, другой – в авиации, третий – в водных судах. Невозможно знать все обо всех видах исторической техники. Среди критериев оценки: качество и точность сборки, покраски, историчность, аутентичность. На одном из таких конкурсов, проходивших в Новосибирске, ярко-красный немецкий самолет времен Первой мировой войны Николая занял первое место.
– Приятно, что российские коллеги оценили труд по достоинству, много часов было потрачено на сборку и доведение до ума этой модели, – говорит Николай Усачев. – В России, конечно, это более доступное по цене хобби, поэтому людей увлеченных больше. Однако среди тех, кто у нас в городе занимается стендовым моделизмом, немало молодых ребят. И это не может не радовать.