Леди совершенство
Лауреат многих международных конкурсов, обладательница великолепного оперного голоса, певица Венера Алпысбаева покорила публику Восточного Казахстана. Блистая на сцене, она дарит слушателям свое настроение, доносит до них смысл произведений. В ее характере удивительным образом сочетаются нежность и стойкость, кротость и решимость. Кем бы стала Венера Алпысбаева, если бы не выбрала карьеру певицы? Что артистка чувствует перед выходом на сцену? Об этом мы узнали из уст гостьи номера.
Наша беседа завязалась неожиданно, ее начала героиня нашей статьи.
– Секундочку, – одним движением руки она остановила нашего фотографа, чтобы нанести последние штрихи к сценическому образу.
До выступления оставалось полчаса. Затем Венера обратилась ко мне: «Как девушка девушке скажите, какие сережки лучше подойдут к этому платью?»
Неожиданный вопрос меня смутил. Одни серьги играли в унисон с ярким платьем певицы, другие издавали ослепительное и в то же время теплое сияние.
Стоило только сообщить об особенностях каждой из пар, Венера сама приняла решение. И тут же стала делиться впечатлениями о нашем регионе:
– Вообще в Восточном Казахстане я впервые побывала пять лет назад. Тогда меня поразила его нетронутая богатейшая природа. Катон-Карагай, Шемонаиха, Голубой Залив. Это необыкновенно. И удивил главный город области – Усть-Каменогорск – небольшой, но комфортный, все рядом. И люди доброжелательные, приветливые. Я родом из Актобе. А мой муж Нуржан Бажекенов – из Семея. Мы часто здесь бываем по семейным делам и чувствуем себя уютно на этих улицах.
Хотя в роду у Венеры Алпысбаевой нет певцов и музыкантов, она считает, что своим талантом обязана отцу.
– Мой папа работал железнодорожником, мама – заведующей детского сада, – рассказывает певица. – То есть к музыке они никакого отношения не имели. Но отец хорошо мог подбирать музыку на баяне или домбре. Он был самоучка. Играл виртуозно, сам никогда не пел. Я была очень шустрым ребенком. Везде старалась преуспеть. И на домашних посиделках, когда приходили гости, мы с отцом часто «выступали».
Первое выступление Венеры за пределами домашней сцены состоялось в первом классе. Школьная учительница разглядела в девочке будущую певицу и помогла ей развить талант.
– На празднике Наурыз, в казахском национальном костюме я спела песню «Гүлдерай», – вспоминает Венера Алпысбаева. – Это выступление запомнила на всю жизнь. Потом многие подходили к маме и говорили, что ее дочь, оказывается, хорошо поет.
За первым выступлением последовали другие: внутришкольные, городские, все туры конкурса детской песни «Әнші балапан» – от районного до республиканского. И почти никто не сомневался, что будущее Венеры Алпысбаевой должно быть связано с пением. Никто, кроме родителей. Они предлагали ей выбрать другую профессию, где стабильный доход, гибкий рабочий график – без гастролей, и чтобы на семью оставалось больше времени. Но выбор оказался невелик. Ведь из того, что нравилось Венере, были только пение и… воинская служба.
– Когда окончила школу, встал вопрос: кем мне быть, – говорит артистка. – Хотела пойти в музыкальное училище или стать военной. Понимаю, что это две совершенно разные профессии. Сцена требует нежности и легкости, а воинская служба – наоборот. И все это во мне есть. Вижу, как они проявляются в работе или домашних делах: я человек слова, обещания обязательно выполняю, иногда если нужно срочно решить какой-то вопрос, а муж в отъезде, то я остаюсь за главную. Но в первую очередь, конечно, выполняю свои женские обязанности.
Целеустремленность, решительность, рассудительность и другие «военные» черты характера, которыми наделена Венера, очень помогают ей в работе. В зале перед публикой артист проживает маленькую жизнь, отраженную в произведении. И его задача передать настроение песни слушателям. Для того, чтобы вжиться в сценический образ, необходимо отключиться от реальности. Но творческий человек – тонкая натура, и его выступление может зависеть от многого, что происходит в его жизни. Раскрыться на сцене, отключиться от внешнего мира Венере помогает ее сильный дух.
– Мы люди искусства, у нас меняется состояние не только от плохих слов, но даже если кто-то просто зло посмотрит, – говорит Венера. – Бывает всякое.
Например, проблемы дома или ссора с кем-то на работе. Но когда идет концерт, надо это все ликвидировать. Когда я вхожу в зал, всегда оставляю свое настроение за дверью. Сцена не должна этого видеть. Раз уж вышла, то должна и мыслями быть именно здесь или просто не надо петь. У моих коллег было немало случаев, когда стоя за кулисами, они получали неожиданные вести, после которых очень сложно выйти на сцену. И если кто-то пытается мне что-то сказать перед выступлением, всегда останавливаю: «Подождите, потом подойдете и все мне скажете». Потому что понимаю, если вдруг это будет плохая новость, она отразится на моем выступлении.
Муж Венеры – Нуржан Бажекенов один из лучших теноров страны. Он является дипломантом VIII республиканского конкурса вокалистов им. К. Байсеитовой и Х международного фестиваля «Шабыт».
– Мы вместе с мужем работаем в оперном театре в Алматы, – рассказывает Венера. – Дополняем друг друга. Помогаем. Мы понимаем издержки нашей профессии. Поэтому дома у нас нет скандалов по вопросам ведения быта.
Только артист может как нельзя лучше понять и поддержать другого артиста и в работе, и в семейной жизни. Поэтому серьезных проблем в союзе двух оперных певцов не возникает.
В этом году Венера Алпысбаева впервые гастролировала по Восточному Казахстану вместе с Казахским академическим оркестром народных инструментов имени Курмангазы. У членов коллектива были переживания по поводу того, как русскоязычная публика воспримет казахскую народную музыку и песни. И все же искусство не имеет языковых барьеров. Живое исполнение дошло до самого сердца слушателей.
– Публика принимает хорошо, – говорит Венера Алпысбаева. – Всегда полный зал. Люди подходят, говорят: «Так красиво, оказывается! Мы никогда не видели, как выступает большой казахский оркестр. Здесь все открыто, все по-настоящему».
Слушатели наслаждались нежным проникновенным исполнением произведений отцов итальянской и казахстанской опер Джулио Каччини («Ave Maria») и Латифа Хамиди («Казахский вальс»). Голос Венеры Алпысбаевой волновал сердце. Выступления вознаграждались бурными аплодисментами и цветами.
Как призналась певица, выход на сцену для нее всегда связан с волнением. Ведь в оперном пении не бывает спасительной фонограммы, за которую можно спрятаться.
– Любое выступление, не важно, в маленьком зале или огромном, будет всегда сопровождаться волнением, – говорит Венера. – Когда объявляют: «Выступает Алпысбаева Венера», меня немного трясет, иногда даже теряю дар речи и думаю, ну зачем я вообще выбрала эту профессию, сидела бы дома, варила борщи, пекла пироги. Но когда выходишь на сцену, все уходит на второй план. Потому что начинает звучать музыка. Нет ни волнения, ни тряски. Остается одна мысль: «Сейчас я подарю людям замечательное настроение».
Иногда ситуация складывается не в пользу артиста. Маленькая деталь способна наворотить проблем, которые ни в коем случае нельзя показать зрителю. Подобный форс-мажор случился и у нашей героини.
– Как-то я выступала с оркестром, – вспоминает Венера. – Беру дыхание, чтобы начать петь, и в этот момент у меня на корсете расходится молния. Я прижала платье руками по бокам, и два произведения стояла и пела в таком положении. Когда закончила исполнение, попятилась назад, удаляясь со сцены. Это был единственный случай, когда мое внимание было сосредоточено не на зрителях.
Венера Алпысбаева стремится достичь новых высот, расширить свой репертуар. В начале октября она исполнила партию в спектакле «Қыз Жібек» в оперном театре Алматы. Сейчас она планирует освоить партию Ажар в опере «Абай» и вынести ее на суд зрителей. И, конечно, певица намерена продолжать участвовать в международных вокальных конкурсах, чтобы получать новый опыт.