Культура

Куляш Байсеитова — казахский соловей

Едва ступив на оперную сцену, Куляш Байсеитова стала самой титулованной артисткой Казахстана. Звание народной артистки СССР и Сталинскую премию она получила, когда ей было всего 24 года. Восторженные зрители выносили ее из зала на руках.

Куляш Байсеитова - казахский соловейОна была поистине народным достоянием. «Сейчас во всех энциклопедиях пишут, что она родилась 2 мая 1912 года. Но на самом деле это случилось в январе 1912 года, – утверждает ее дочь Карлыгаш Байсеитова. – Просто эта дата совпала с днем и годом рождения Динмухамеда Кунаева. В ситуацию вмешалась политика… Мама согласилась быть рожденной в мае: она любила весну.

В одних источниках указывается, что Куляш родилась в Алма-Ате (так, по крайней мере, она писала в своей автобиографии), в других – в Актогае Карагандинской области, в очень простой семье. Ее мама Зибажан – прачка, отец Жасын – сапожник. Родители были настолько бедными, что не могли прокормить двоих детей. Поэтому Гульбахрам (это имя, которое Куляш получила при рождении: Куля, ее детское прозвище, постепенно превратилось в имя Куляш) еще до школы отдали в детдом.

В своей автобиографии певица писала: «Когда училась в школе, участвовала в драмкружке. Когда в 1929 году в Алма-Ату переехал Казахский драматический театр, я хотела поступить в этот театр, но некоторые товарищи распустили слухи, будто мой отец был богатым человеком, и что меня нужно исключить из ВЛКСМ. Несмотря на эти ложные показания, я добилась своего и поступила в театр, но лишь только с 1933 года я начала выдвигаться, стала исполнять главные роли. В 1934 году в Алма-Ате был организован оперный театр…»

С этого момента и начинается творческая биография первой казахской оперной певицы. Звание народной артистки СССР и Сталинскую премию она получила, когда Сталин, услышав на Первой декаде казахского искусства в Москве изумительное лирико-колоратурное сопрано Куляш, назвал ее «казахским соловьем».

Первую казахскую оперу «Кыз-Жибек» Евгений Брусиловский создавал именно для нее. Композитор в своих мемуарах писал, как однажды они втроем — Куляш, ее муж Канабек Байсеитов и он возвращались из аула, где давали концерт. Ехали на телеге. Куляш, как всегда, что-то напевала. В какой-то момент завела было «га-а», и тут телега подпрыгнула на ухабе. Певица, едва не прикусив себе язык, выдохнула «к-ку-у». Брусиловский, мучившийся в это время над заключительной арией героини, мгновенно воспламенился. Так появилась знаменитая «Гакку» — песня-плач Жибек по погибшему Тулегену.

Зритель, слушая ее, плакал, а Куляш признавалась, что каждый спектакль стоит ей года жизни. У многих остался в памяти такой случай. Она пела партию Маро в грузинской опере «Даиси». Как вспоминали современники, невозможно было без душевного трепета слушать в последнем акте арию «Плач Маро» над телом своего возлюбленного. Этот плач, как похоронный марш Шопена, на долгие годы сделался потом символом прощания с человеком, оставившим след в истории республики.

А. Троицкий,
режиссер

Еще новости

Back to top button