Куда уходит детство, или Взрослые играют в куклы
Мекка детворы нашего поколения – магазин «Детский мир». Он казался раем небесным. На полках восседали набитые опилками с пуговицами-глазками Мишки – как мы их любили! А кукла в платье в горошек – предел мечтаний. Были еще надувные шарики, неуклюжие грузовички, деревянные пароходы и самолеты. А в сундуке на чердаке можно было найти настоящее сокровище, оставшееся от бабушки в наследство: посеребренные коняшки, куклы из папье-маше, деревянные кубики, елочные игрушки, волчки и погремушки…
Эти загадочные существа – игрушки, если верить мифам, появились раньше людей. Так, в одном древнекитайском сказании повествуется о том, как богиня лепила людей. Аналогичная притча о создании Адама из глины.
По мнению ученых, игрушки появились на заре человеческой истории. Археологи при раскопках древнеегипетских гробниц нашли пра-пра-пра… кукол.
Большое количество их также было найдено на территории Древней Греции и Рима. В музеях разных стран хранятся фигурки из глины, камня и кости, сохранившиеся со времен каменного века. Получается, что человечество самозабвенно играет в куклы около 40 тысяч лет! В Чехословакии в захоронении «Брно-2» археологи нашли маленькую фигурку из мамонтовой кости, ей 30-35 тысяч лет. Впрочем, в древности эта фигурка вовсе не предмет игры, она – молчаливый двойник человека, защищавший от болезней, стихийных бедствий и других несчастий. В сказке «Василиса Прекрасная» умирающая мать оставляет дочери, как родительское благословение, куколку – волшебную помощницу.
В этих сказаниях сохранились отзвуки воспоминаний о той важнейшей роли, которую куклы играли в верованиях разных народов. В большинстве случаев они связывались с представлениями об умерших родственниках, в память о которых и делали деревянных «болванов», считая их вместилищем души покойного.
По мнению многих исследователей, первые куклы служили лишь элементами различных культовых обрядов. У алтайцев тряпичные куклы – воплощение духов предков-женщин – называются «бабушка» и передаются по наследству по женской линии. На Руси их кликали крупеничкой, желанницей, стригушей, зерновушкой, масленицей…
Со временем этот предмет утратил свою мистическую суть и превратился в детскую забаву.
Расцвет модных кукол пришелся в Европе на XVIII век. Многие фирмы пытались заниматься изготовлением кукол, но самым известным кукольным фабрикантом стал Франсуа Готье. На заре своего рождения пупсы создавались из глины, дерева, соломы… и только потом из воска. Самым популярным материалом считался фарфор, первая фабрика по производству кукольных головок была открыта в Германии, и тогда же необычайно популярными стали немецкие куклы. Делались они из особого «бисквитного» фарфора, что по цвету напоминал нежно-розовую детскую кожу. Хрупкие куклы-дети с васильковыми глазами, золотистыми кудряшками, пухлыми пунцовыми щечками и модными по тем временам чепчиками и платьицами, щедро украшенными тонкими кружевами и оборками, раскупались мгновенно. Французские мастера ответили созданием механических кукол – они танцевали, говорили, но восторга у публики не вызывали, это существо воспринималось как враждебное подобие человека. Писатели Теодор Гофман, Эдгар По создали сказки-страшилки про оживших манекенов по примеру Щелкунчика, что изменяют по своему желанию судьбы людей. К образам зловещего оживления камня и металла не раз обращался Александр Пушкин («Каменный гость», «Медный всадник»).
Преодолеть этот неожиданно налетевший мистический страх помогли появившиеся в начале XIX века недорогие добродушные фигурки из папье-маше.
Революция 1917 года вдребезги разбила мещанские забавы. За несколько лет несметное количество кукол ручной работы было уничтожено. И только потом общество осознало всю нелепость «игрушечного террора». Восполнить пробел решили оригинальным способом: поставили на поток выпуск оловянных кавалеристов, целлулоидных пупсов.
Но время постепенно все поставило на свои места. В середине прошлого века на мировом арт-пространстве появился новый вид искусства уникальный и загадочный – художественная кукла. Нельзя обойти стороной и уникальную куклу Барби, которой исполнилось полвека. Барби попала в Книгу рекордов Гиннеса как самая дорогая кукла в мире. Следующее поколение этой игрушки под брэндом Братц Штеффани было более домашним, детским.
На фоне мирового искусства Казахстан удерживает давние и прочные традиции. Старейшему кукольному теат-ру – Алматинскому государственному – исполнилось 75 лет. Здесь собрана самая богатая коллекция кукол в Центральной Азии: от миниатюрных до ростовых «гигантов». Сохранились даже куклы 1945 года. Куклы-артисты дарят людям наивность, светлое понимание жизни. Более сотни различных персонажей – от героев казахских народных сказок до знаменитых битлов – играли здесь свои роли.
Известный казахстанский продюсер Кыдырали Болманов сегодня продвигает проект «Бал бала» по созданию национальных современных кукол. Уже в этом году в нашей республике появится целая серия современных игрушек, разработанных и произведённых отечественными дизайнерами для казахстанских детей. Вместо фразы «Hello!
I love you» с китайским акцентом куклы будут здороваться, разговаривать, считать и петь на казахском языке. Пока их массовое производство только налаживается, мастера уже взялись за работу. С керамикой работают Булат Сыздыков, Айгуль Мукей, Айнаш Капанова, с пластикой – Аружан Саин, Баян Есентаева и Мария Лукьяненко, по текстилю – Мадина Садвакасова, Роза Мирзабекова, старинные народные изделия из войлока возрождают Аида Куантаева, Лана Сапаралиева и другие художники.
Впрочем, для того чтобы увидеть чудо, не нужно преодолевать многие версты. У нас в Усть-Каменогорске тоже есть удивительная мастерица, художница Елена Рыбальченко. Она создает уникальный кукольный мир. Стоит переступить порог ее квартиры, как вы тут же попадаете в сказку, где живут цветочные эльфы, речные нимфы, царевна-лягушка, Снежная королева; тут же обитают персонажи книг и звезды кино: вот Анна Каренина торопится на бал; о чем-то разговаривают между собой кинодивы Брижитт Бардо и Софи Лорен; а императ-рица Екатерина Великая со своим фаворитом графом Орловым царственно взирает на «соседей» – Клеопатру и Хозяйку медной горы…
В первые часы трудно осмыслить и прочувствовать всю роскошь, уникальность этой коллекции! А ведь это обычные Барби, которым придали новый облик.
Пока наша фотокамера фиксирует кукольный мир в интерьере обычной квартиры, хозяйка рассказывает о своем увлечении. В ее детстве были лишь бесформенные пупсы. Впервые Елена увидела настоящую куклу в руках соседской девочки. Лена, уже взрослая, решилась попросить разрешения сшить для этой куклы соответствующий наряд. К утру царственная особа была готова к парадному выходу. Соседи, увидев подобное превращение, наперебой просили обшить их Катюш и Машенек. Запомнился случай: старушка принесла самое дорогое для нее – фату 50-летней давности: «Я была счастлива в замужестве, пусть и фата моя обретет вторую жизнь, она может пригодиться для украшения твоих кукол». Тогда мастерица «подготовила» к свадьбе… самую прекрасную невесту.
Куклы Елены уникальны, второго экземпляра нет и быть не может, поскольку каждая создается по настроению, в порыве творческой страсти и вдохновения.
Хозяйка кукольного дома щедро дарит свой талант. Она спокойно позволяет фотографировать своих питомцев. А на вопрос: «Вдруг кто-то скопирует авторские модели?», весело отвечает: «И пусть, может тогда появятся наряды лучше моих. Значит, в человеке пробудилась творческая энергия».
Елена не просто одевает своих красавиц. Она создает образы – исторический, сказочный, современный… В ее коллекции – дамы разных национальностей: девушка в казахском национальном костюме, гречанка, турчанка, японка… Темы подсказывает жизнь, нередко – телепередачи.
Демонстрировался, к примеру, популярный сериал «Сулейман Великолепный» – и в доме Е. Рыбальченко на отдельной полочке появились в золотом одеянии Валиде-султан, в изумрудном – Махидевран, совсем скоро будет закончена и главная героиня этого телесериала – рыжеволосая веселая Хюррем. Самое удивительное, что их лица полностью соответствуют «киношным» прототипам. А как же иначе? Ведь не только костюм скопирован, но и проведен сеанс классического макияжа, а это ювелирная работа на таком миниатюрном личике.
Еще один секрет: волосы мастерица дарит султаншам свои – они у нее великолепные, просто пшеничная туманная роскошь! Все прически уложены в духе эпохи. Когда-то подруга-казашка отрезала гриву у любимого ее отцом коня для прически очередной куколки. Гнев сменился на милость, когда мужчина увидел роскошный «конский хвост» у красавицы.
Каждая деталь одежды и обуви – пряжки, туфельки, украшения… все обработано тончайшим резцом, и многое можно разглядеть лишь в лупу. Лена – поистине наш казахстанский Левша! На вопрос – где она берет ткани, перья павлина, старинный бисер, мех, отвечает стихами Ахматовой:
«…все чердаки, сундуки знакомых – мои!».
Мастерица предлагает каждому из нас выбрать для себя куклу. В подарок. Мы выбираем… Или куклы нас выбирают? А Елена прощается со своими созданиями, отправляя их в большой мир с одним напутствием: они должны принести новым владельцам радость и счастье. И то верно. Ведь кукла – Берегиня дома, и сила ее безгранична.