Экономика

Куда катятся трамваи?

На последнем заседании совета общественности ВКО главной темой обсуждения стала проблема трамвайного парка Усть-Каменогорска. На сегодняшний день общая сумма долгов предприятия по налогам, зарплате и электроэнергии такова, что руководство готово пойти на крайние меры – продать вагоны и рельсы на металлолом. Если имущество уйдет с молотка, город лишится экологически безопасного и наиболее дешевого общественного транспорта.

Куда катятся трамваи?Напомним, эпопея с ТОО «Усть-Каменогорский трамвайный парк» длится уже несколько лет. Глава предприятия Анатолий Успенский неоднократно говорил о том, что вагоны и пути находятся в плачевном состоянии. Чтобы преломить ситуацию, нужна помощь от государства.

– Во-первых, у нас попросту нет закона о городском электрическом транспорте (ГЭТ), – говорит Анатолий Успенский. – Во-вторых, это налогооблагаемая база. Во всем мире предприятия общественного транспорта освобождены от налогов. Если брать наших партнеров по ЕАЭС – Россию и Беларусь – то там налоги общественным транспортом не платятся вообще. Мы подсчитали, что все трамвайные парки Казахстана выплачивают налоги около 150 млн тенге в год и при этом никаких дотаций от государства не получают. И третье – нужно рассматривать вопрос о субсидиях. Это касается не только электротранспорта, но и общественного транспорта в целом.

Вагон – на металлолом

На совете общественности руководитель ТОО «Усть-Каменогорский трамвайный парк» рассказал о том, что на сегодняшний день долг, который должна выплатить компания государству по налоговым отчислениям, составляет более ста миллионов тенге. Усугуб-ляет проблему и то, что к этой сумме регулярно прибавляются счета за электроэнергию и долги по заработной плате, которую выплачивают работникам с задержкой в месяц. Это приводит к тому, что предприятие вынуждено будет пойти на крайние меры – ликвидацию трамваев.

– Уже сейчас мы должны за электричество четыре миллиона тенге, – констатирует Анатолий Успенский. – Если никаких мер не будет принято, парк закроется через месяц-два. Предприятию необходим приток инвестиций, иначе работать будет попросту бессмысленно, мы только еще глубже загоним себя в долговую яму. Если бы не налоговые платежи, парк обновился бы. Мы заключили все контракты с заводами-изготовителями. И уже заплатили штрафные санкции за то, что не выкупили вагоны вовремя. Я нашел покупателя на весь металлолом, включая рельсы, троллеи, вагоны, станки. Вырученных денег хватит, чтобы заплатить сто миллионов доначисленных налогов, компенсацию работникам за увольнение, подрядчикам за рекультивацию земли после демонтажа рельсов.

Первый трамвайный маршрут в Усть-Каменогорске был запущен 6 ноября 1959 года.

В 80-е годы работало шесть маршрутов (из них два работали в час пик: от Казцинка до Востокмашзавода и от Переезда до Востокмашзавода).
Самый длинный маршрут трамвая в областном центре – №3 (У-Ка вокзал – Защита)

Большинство вагонов построены в период с 1969 по 1982 годы.

В декабре 1987 года от мороза в минус 46 градусов треснул мост через Ульбу, маршрут был всего один: У-Ка вокзал – Центральная сберкасса. Вагоны ходили сцепленными друг к другу хвостами и не разворачивались, а переезжали с одного пути на другой.

По данным статистики, в год вагоны усть-каменогорского трамвайного парка перевозят до девяти миллионов человек.

Сейчас из 32 трамваев, которые должны каждый день выходить на линию, пассажиров перевозят только 17. Водитель одного из вагонов Светлана Житкова говорит, что руководство неоднократно говорило о том, что персоналу следует быть готовым к увольнению в любой момент.

– На предприятии работает больше 300 человек, – рассказывает женщина. – Представьте, что будет, если они в одночасье потеряют источник дохода? Но в том состоянии, в котором трамваи находятся сейчас, в них порой просто страшно выходить на линию. Такая же плачевная ситуация и с рельсами. Нас часто обвиняют в том, что по нашей вине происходят аварийные ситуации. А вы бы посмотрели, в каком состоянии находится наш парк вагонов – они не ремонтировались уже много лет. С другой стороны, для многих жителей города трамвай – единственный доступный вид транспорта. Из очевидных плюсов цена за проезд – 55 тенге, в отличие от автобусного тарифа в 75. Кроме того, к примеру, от Защиты до У-Ка вокзала в выходной день без пересадок можно добраться только на трамвае. Еще одна положительная сторона – время движения. Трамвай не зависит от пробок, выходит на линию раньше, чем другой маршрутный транспорт, и заканчивает работу поздно вечером.

По словам руководителя ТОО «Усть-Каменогорский трамвайный парк» Анатолия Успенского, ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день, не спасет и повышение тарифа. Даже если цена проезда в трамвае вырастет до ста тенге, предприятие все равно будет работать себе в убыток.

Трамваи нужны

На заседании совета общественности ВКО было принято решение написать коллективное письмо акиму области, чтобы обозначить дальнейшие действия. Председатель профсоюза работников малого и среднего бизнеса Восточного Казахстана Галина Казанцева отметила, что готовится письмо Президенту Казахстана Нурсултану НАЗАРБАЕВУ, которое уже подписали свыше 30 тысяч устькаменогорцев. Совет общественности твердо уверен в одном: оставлять областной центр без трамваев нельзя.

– Трамвайному парку нужен глоток свежего воздуха, – говорит председатель совета общественности Владимир Лопаткин. – Работа должна вестись в сторону улучшения и развития, а не сдачи на металлолом. Разрушение – самый простой способ, а нам необходимо создавать. Движение трамваев в Усть-Каменогорске – это острый социальный вопрос. Он касается и экологии, и дальнейшего развития пассажирского транспорта. Есть опыт других городов Казахстана, таких как Астана, Алматы, Павлодар. Там активно привлекаются инвестиции, и этот вид маршрутного транспорта развивается. Бездействие может привести к тому, что наступит транспортный коллапс. Конечно, сейчас важно найти компромиссное решение проблемы, не последнее участие в поиске ответа на наболевший вопрос должны принимать и сами жители Усть-Каменогорска.

К слову, горожане восприняли новость о том, что трамваи и рельсы могут стать металлоломом, в штыки. Устькаменогорцы уверены, что нужна модернизация, а не уничтожение.

– Трамвайные пути идут до основных предприятий областного центра, – говорит житель города Павел Кочетков. – Для тех, кому на работу нужно рано, этот вид транспорта – единственный вариант, если нет собственного автомобиля. Есть и множество других мест, добираться до которых удобней всего на трамвае. Если исчезнут вагоны, возникнет необходимость запускать туда новые автобусные маршруты, это тоже потребует времени. Конечно, хотелось бы, чтобы по городу ездили красивые новые трамваи.

В городском акимате нам сообщили, что беспокоиться по поводу исчезновения трамвайного парка пока рано. Однако ситуация на сегодняшний день такова, что решить некоторые вопросы предприятия можно только через судебные инстанции.

– ТОО «Усть-Каменогорский трамвайный» парк сейчас находится в тяжелом финансовом положении, – прокомментировал заместитель акима областного центра Владимир Головатюк. – Оно имеет кредиторскую задолженность по налогам и перед поставщиками услуг. В подобных условиях невозможно решать вопросы дальнейшего финансирования через фонд «Даму» или путем передачи предприятия в коммунальную собственность. Выход из сложившейся ситуации необходимо искать в судебном порядке.

Как у других?

За примером развития трамвайных парков не нужно далеко ходить. Так, в соседней Павлодарской области существует план по модернизации этого важного для города предприятия. В рамках меморандума Европейского банка реконструкции и развития, заключенного с акиматом Павлодарской области в ходе работы VIII Астанинского экономического форума, на модернизацию трамвайного парка ЕБРР выделит 2,5 млрд тенге. Средства получит АО «Павлодарское трамвайное управление», которому также выделяется около 910 миллионов тенге инвестиционных субсидий от Правительства РК.

Проект, поддерживаемый ЕБРР, направлен на модернизацию части трамвайного парка, закупку 25 новых современных вагонов, закрепление стыков трамвайных путей и реконструкцию другой соответствующей инфраструктуры.

Кроме того, власти Павлодара договорились с коллегами из Польши, которые передадут в пользование Павлодарского трамвайного парка 32 вагона, бывших в эксплуатации, за символическую плату.

Не те ли это меры, о которых неоднократно на совещаниях говорит аким области Даниал АХМЕТОВ? Глава региона не раз подчеркивал, что необходимо вести более детальную и качественную работу с международными институтами развития, поскольку это одно из наиболее перспективных направлений по привлечению инвестиций.

Серафима Березовская

Еще новости

Back to top button