Общество

Кто заливает нам баки?

С многих автозаправок областного центра в одночасье исчезло топливо нескольких марок. С начала августа в дефиците оказался наиболее популярный у автолюбителей бензин АИ-92. На некоторых АЗС его отпускают строго по талонам, на других – колонки с этим видом топлива попросту закрыты. А буквально несколько дней назад Министерство национальной экономики объявило новые предельные розничные цены на горючее. Грозит ли Восточно-Казахстанской области топливный коллапс, и стоит ли запасаться бензином впрок?

Кто заливает нам баки?В прошлом месяце специалисты Агентства РК по регулированию естественных монополий во всеуслышание объявили, что в августе предельные розничные цены на бензин повышаться не будут. Производители топлива считают, что именно это заявление вызвало дефицит некоторых марок горючего – владельцы автозаправок попросту не продавали бензин в ожидании повышения его стоимости. И дождались. Цены на те нефтепродукты, на которые установлено государственное регулирование, выросли: дизельное топливо – 115 тенге за литр; Аи-80 – 89 тенге за литр; Аи-92/93 – 128 тенге за литр. А тем временем владельцы автомобилей по-прежнему вынуждены объезжать по несколько АЗС, чтобы «напоить» железного коня.

Нехватка топлива наблюдается не только в Восточном Казахстане, но и других регионах страны.

В топливной ассоциации считают, ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» справляется с потребностями розничного рынка и не исключают, что дефицит бензина может быть создан реализаторами искусственно. В Правительстве нехватку ГСМ связывают с увеличением спроса и сезоном сбора урожая.

Дефицит бензина особенно коснулся сельских жителей. На сегодняшний день не во всех населенных пунктах есть заправки, порой за заветным топливом приходится проезжать десятки километров. Председатель профсоюза работников малого и среднего бизнеса Галина Казанцева считает, что это вызвано, в первую очередь, отсутствием продуманной системы доставки горючего в отдаленные районы.

– Затраты на транспортировку у предпринимателей таковы, что продавая бензин по той же цене, что и в городе, они фактически работают себе в убыток, – подчеркивает Галина Казанцева. – Предельная стоимость такова, что она не покрывает расходы на перевозку. Нужно менять подход к этой системе.

Одной из причин нехватки бензина является то, что один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов Казахстана сегодня закрыт на ремонт. Предприниматели в один голос говорят, что несмотря на все преимущества Таможенного союза, везти топливо из России по-прежнему довольно затратно.

– Многие АЗС сегодня вынуждены отпускать определенные марки бензина только по талонам, – говорит генеральный директор одной из сетей автозаправочных станций Талгат Курмангалиев. – Такая проблема возникает еще и из-за того, что сегодня существует определенная разница в соотношении оптовых и розничных цен на самые популярные марки горючего. Топливо в России становится дороже, а владельцы автозаправок ставить цену выше установленной предельной не могут. Кроме того, с июля этого года действительно были сокращены поставки некоторых видов бензина.

Между тем, при отсутствии АИ-92 популярным становится АИ-95. Водители заправляются впрок, потому что не знают, что ждать завтра.

– Тут уже не до выбора, – говорит шофер Александр Семейкин. – АИ-92 отпускают по талонам, пришлось перейти на 95-й. Заливаю сразу полный бак, вдруг завтра и этот бензин исчезнет. Говорят, что это происходит, потому что мало топлива завозят в последние месяцы.

Однако руководство предприятия ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері», которое в начале этого года стало единственным оператором, ответственным за ввоз нефтепродуктов из России в Казахстан, опровергает информацию о нарушении сроков и объемов поставок ГСМ из соседней страны.

Между тем, несмотря на оптимистичные обещания главного нефтеоператора страны, эксперты прогнозируют дальнейший рост цен на ходовые марки бензина. Мы все еще зависимы от экспортного топлива, стоимость российского бензина становится выше, логично, что расти она будет и у нас. Единого мнения о том, когда произойдет следующий скачок, пока нет. Кто-то говорит, что он случится весной, а кто-то уверен, что уже совсем скоро – этой осенью.
Единственное, в чем сходятся эксперты, так это в том, что казахстанский рынок бензина не будет стабильным, пока мы зависим от российских производителей топлива.

Серафима Березовская

Еще новости

Back to top button