Общество

Кто в ответе за безопасность продуктов?

В современном мире маркировка пищевой продукции играет ключевую роль в деле защиты прав потребителей. На первый взгляд, казалось бы, незначительное отсутствие на упаковке информации на государственном языке может обернуться серьёзными проблемами как для потребителей, так и для предпринимателей.

В целях обеспечения прав потребителей на получение информации о товарах, реализуемых в Восточно-Казахстанской области, об их качестве и безопасности, а также о продавцах (изготовителях) в рамках реализации социального проекта методом тайной закупки представителем ОО «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» в одном из магазинов Восточно-Казахстанской области были приобретены мягкие конфеты «Мix fruit permen sedotan» массой 600 граммов.

Приобретённый продукт был сдан для проведения комплексного исследования в лабораторию высокотехнологических исследований, в отделение гигиены питания аккредитованной санитарно-гигиенической лаборатории филиала РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы» Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения РК по Восточно-Казахстанской области.

При проведении исследований на соответствие техническим регламентам Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая безопасность в части её маркировки» и ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» выявлены следующие несоответствия:

• не указан номер партии пищевой продукции;

• не указаны условия хранения пищевой продукции;

• не указаны наименование и состав пищевой продукции, количество, дата изготовления, срок годности, наименование и местонахождение изготовителя, отсутствует показатель пищевой ценности, единый знак обращения продукции на рынке государств-членов ТС;

• не указан цифровой код и/или буквенное обозначение (аббревиатура) материала, из которого изготовлена упаковка;

• не указан символ о предназначении упаковки для контакта с пищевой продукцией.

На основании пункта 7 статьи 25 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» информация, предоставленная на одном языке либо на иностранном языке, считается непредоставленной.

– Если маркировка выполнена на иностранном языке или без перевода на государственный и русский языки, это может ввести в заблуждение потребителей и привести к нежелательным последствиям для их здоровья, – комментирует специалист. – Такой подход лишает их возможности получать полную информацию о продукте: его составе, сроке годности, условиях хранения и других важных деталях. Например, если на упаковке не указаны ингредиенты на понятном для потребителя языке, человек может не узнать о наличии аллергенов, красителей или других добавок, которые могут вызвать аллергическую реакцию или другие проблемы со здоровьем. Это особенно важно для родителей, которые хотят защитить своих детей от потенциально опасных веществ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОДАВЦОВ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Для предпринимателей игнорирование требований законодательства по маркировке продукции на государственном и русском языках может привести к серьёзным юридическим последствиям. В Казахстане за такие нарушения предусмотрены штрафы и другие санкции. Недостоверная или неполная информация на упаковке может быть расценена как введение потребителей в заблуждение, что является серьёзным нарушением их прав, например:

• в соответствии с пунктом 1 статьи 415 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» нарушение законодательства в области технического регулирования, в том числе выпуска в обращение продукции, не соответствующей требованиям, установленным техническими регламентами и нормативными правовыми актами, влечёт за собой штраф от 90 МРП (332 280 тенге) до 600 МРП (2 215 200 тенге);

• в соответствии с пунктом 2 статьи 415 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» действие (бездействие), пре-дусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, совершённое повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечёт штраф от 135 МРП (498 420 тенге) до 1 200 МРП (4 430 400 тенге) с приостановлением деятельности или без такового, с конфискацией продукции или без таковой.

Департамент торговли и защиты прав потребителей ВКО

Фото «Рудный Алтай»

Еще новости

Back to top button