Общество

Кто прав в споре о правах?

Общественные объединения Казахстана выступили против решения Комитета административной полиции МВД РК о повторном обучении «двоечников» в автошколах. Напомним, в новых правилах приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений говорится, что в случае получения трех отрицательных оценок при сдаче теоретических или практических экзаменов, ученик автошколы направляется для прохождения повторного обучения.

Кто прав в споре о правах?Логично предположить, что вряд ли кому-то захочется заново платить за учебу в автошколе, тем более что стоит она сегодня недешево. В разных школах Усть-Каменогорска цена обучения колеблется от 45 до 90 тысяч тенге. При этом ни один инструктор не может дать гарантии, что после трех месяцев теоретических и практических занятий вы спокойно сдадите экзамен в административной полиции и получите права. На ситуацию может повлиять многое: здесь и качество полученных знаний, и атмосфера стресса, которая присутствует на любом экзамене. Но руководство МВД РК уверено, что если человек трижды не прошел экзамен, вне зависимости от объективности причин, значит ему необходимо повторить курс обучения.

Не учение, а мучение

Однако, по мнению председателя Фонда безопасности движения на транспорте Геннадия Баклайкина, такой подход к делу нельзя назвать стопроцентно верным. Он считает, что человек должен посетить дополнительные занятия только по той части, которую он «завалил» на экзамене. Иными словами, если подкачало знание теории – штудируй экзаменационные билеты, нарушил правила при сдаче вождения – будь любезен, посети дополнительные занятия.

– Мы считаем, что такой вариант наиболее приемлем для кандидатов в водители, – говорит Геннадий Баклайкин. – Тем более что та мера, которая прописана в казахстанских правилах приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений, не применяется больше ни в одной стране мира. Конечно, нельзя не обратить внимания на то, что количество автомобилей в стране растет с каждым годом, это значит, что необходимо контролировать качество обучения в автошколах. Сейчас число учеников автошкол, направленных на повторное обучение, невелико. Но работники административной полиции после принятия этих правил никаких разъяснений не дали. Мало того, ими не установлена единая форма направления курсантов автошкол на повторное обучение. Видимо, поэтому курсанты, не сдавшие экзамены один-два раза, стали искать всевозможные варианты. Кто-то, конечно, готовится самостоятельно и старается заполнить пробелы в знаниях. А есть и такие, которые ищут всевозможные лазейки и пытаются соблазнить экзаменаторов взяткой.

Общественники вспоминают о норме, которая была в правилах ранее, до появления новшеств. Тогда, в случае если курсант не сдал экзамен три раза, он направлялся в автошколу для прохождения дополнительного обучения в объеме 16 часов. После этого ему выдавалась справка, на основании которой он вновь допускался к экзаменам. На сегодняшний день в правилах нет ни конкретного обоснования, ни указанного объема часов, в течение которых человек должен пройти переподготовку, ни формы направления на переобучение. Все это, несомненно, говорит о том, что принятая мера проработана не до конца.
Возникает еще один вопрос, на который вряд ли мы сможем получить ответ: не станет ли автошколам выгодно готовить «двоечников», чтобы получить с них деньги дважды?

К слову, представители Фонда безопасности движения на транспорте предложили альтернативный вариант решения проблемы. Чтобы выпускать более подготовленных водителей, спрашивать нужно не с учеников автошкол, а с должностных лиц, по решению которых молодые водители были допущены к управлению автомобилем. И если в течение первого года по их вине было совершено дорожно-транспортное происшествие, привлекать к ответственности тех, кто выдал водительское удостоверение. Такой метод, считают общественники, будет более эффективным, потому что позволит сотрудникам административной полиции давать наиболее объективную оценку курсантам и поможет избежать коррупционных правонарушений.

Снизить аварийность на дорогах

Сегодня в областном центре можно выбрать автошколу на любой вкус. Спрос, как известно, рождает предложение, поэтому вариантов масса. К сожалению, далеко не везде инструкторы понимают всю ответственность, которую они несут за курсантов, отучившихся в их школе. Ведь именно теоретические знания и первые навыки вождения – это тот фундамент, который впоследствии делает из обычного человека водителя.

– Я училась в одной из автошкол Усть-Каменогорска, – рассказывает жительница областного центра Яна Денисенко. – Практических занятий было всего три, и все они прошли на автодроме. То есть в город мы не выезжали ни разу. Какой толк от теоретической базы, если ты не можешь применить ее на практике? Когда я получила права, муж посадил меня за руль своей машины. Доехать я смогла, как говорят, до первого светофора. Потом автомобиль заглох, я начала нервничать и уже не смогла ехать дальше. Получается, что мне теперь предстоит учиться ездить с супругом. Возникает логичный вопрос: за что я тогда заплатила деньги?

Действительно, нередки случаи, когда человек, заплатив определенную сумму, за все время обучения садился за руль… один раз. Теперь представьте на минутку, что может произойти, когда такой горе-ученик отправится на своем автомобиле по улицам города без сопровождения опытного инструктора.

Представители Комитета административной полиции МВД РК говорят о том, что в связи с ростом интенсивности движения на дорогах казахстанских городов, подготовка водителей и их допуск к управлению современными автотранспортными средствами должен вестись качественно и на высоком уровне. По мнению чиновников, именно это должно обеспечить безопасность дорожного движения, а значит сохранить жизнь и здоровье наших граждан.

К сожалению, печальная статистика такова, что количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах Восточного Казахстана пока остается высоким.
Специалисты рассказали, что основной причиной ДТП является несоблюдение правил дорожного движения – 72 процента от общего числа. К этой категории относятся нарушение скорости движения (24 процента), выезд на полосу встречного движения (14 процентов), причем именно по этой причине чаще всего случаются дорожные инциденты с тяжелыми последствиями. Далее следуют несоблюдение дистанции (11 процентов), управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения (два процента). Второй группой причин являются технические неисправности автомобиля (11 процентов). Третья группа – плохие погодные условия и неудовлетворительное состояние дорог, на нее приходится девять процентов от общего числа ДТП.

Если главной причиной того, что люди на дорогах получают травмы и гибнут, является несоблюдение правил дорожного движения, то логично предположить, что водители недостаточно хорошо с ними знакомы и не могут применить полученные в автошколе знания на практике.

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, за семь месяцев 2015 года на дорогах страны произошло 10 187 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 14 278 человек, из них 126 детей.

Возможно, именно поэтому чиновники из Министерства внутренних дел решили ужесточить требования к тем, кто еще только собирается получать водительское удостоверение. Ведь действительно, зная о том, что в случае провала на экзамене за обучение придется платить дважды, многие курсанты будут внимательней относиться и к выбору автошколы, и к изучению как теоретической, так и практической части.

За все нужно платить

К слову, еще одним нововведением в этом году стало изменение правил получения медицинской справки для курсантов автошкол. Теперь они сначала должны обратиться в любое медучреждение, имеющее соответствующую лицензию, и взять справку формы № 083. В среднем этот документ стоит около 4 500 тенге. После чего со справкой вышеуказанной формы необходимо прийти в наркодиспансер и заплатить за обследование и анализы еще 1780 тенге.
Заключение психиатра пока не входит в число платных услуг. В итоге медсправка для получения водительского удостоверения обойдется почти в 6500 тенге. Курсанты автошкол должны собрать необходимые медицинские заключения в течение 10 дней. Напомним, что ранее достаточно было просто взять документ, подтверждающий то, что человек не состоит на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах. И обходилось это будущим водителям примерно в 600 тенге.

Инструктор одной из автошкол Усть-Каменогорска Дмитрий Зарубин уверен, что подобные нововведения положительно скажутся не только на качестве подготовки курсантов, но и на имидже автошкол, которые действительно серьезно подходят к подготовке курсантов.

– Тем, кто дает настоящие знания как в теории, так и на практике, не стоит бояться изменений в правилах, – говорит он. – Теперь люди, которые хотят стать водителями, будут всегда помнить о поговорке «Скупой платит дважды». Лучше заплатить немного больше, но гарантированно получить знания и сдать экзамен в административной полиции.

Сотрудники правоохранительных органов также рекомендуют внимательно подходить к выбору автошколы, посещать все занятия и учить правила. Ведь, в конце концов, водители несут ответственность не только за свою жизнь и здоровье, но и за безопасность других участников дорожного движения.

Серафима Березовская

Еще новости

Back to top button