Общество

Кто попадет в тарифный капкан?

В конце прошлого года на брифинге для местных журналистов президент ассоциации «Павлодарский областной союз транспортников» Василий Рудаков сообщил, что с 1 января 2014 года павлодарские перевозчики будут возить пенсионеров и инвалидов за свой счет.

Кто попадет в тарифный капкан?Аргументировал он свою позицию тем, что у городского акимата нет денег на оплату дотации (в 2013 году из бюджета перевозчикам было выделено более 200 млн тенге, в результате пенсионеры платили за проезд в автобусах и трамваях всего 25 тенге) и поэтому чтобы не лишать людей прежних льгот, они согласились взять все затраты по организации их перевозки на себя.

Как говорится, пример достойный подражания, только не все владельцы пассажирского общественного транспорта нашей республики готовы ему последовать. Восточно-казахстанские автотранспортники в том числе.

Впрочем, некоторая надежда на гуманность и сострадание усть-каменогорских перевозчиков к пожилым людям все же есть. Как пояснил ситуацию Николай Масич, председатель ассоциации «Союз автоперевозчиков Восточного Казахстана», в данный момент рабочая группа городского акимата рассматривает целый пакет вопросов, связанный с работой общественного транспорта, в том числе вопрос льготного проезда в нем отдельных категорий населения.

Кстати, бесплатный проезд ветеранов на многих маршрутах города существует и сегодня. Правда на большинстве маршрутов только для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов 1-й и 2-й групп по зрению.

На некоторых маршрутах (№№ 25, 32, 44, 228, 255, 262, 250, 256, 261, 230, 229, 246, 260, 231) этот список расширен и позволяет бесплатно пользоваться общественным транспортом еще и блокадникам Ленинграда, узникам концлагерей, почетным гражданам города Усть-Каменогорска. Только 17-й маршрут (ул. Карла Маркса – магазин «Ивушка») не делает различий ни для кого и предоставляет бесплатный проезд всем без исключения ветеранам (речь идет о вышеперечисленных категориях граждан и пенсионерах, родившихся по 31 декабря 1931 года включительно).

Откровенно говоря, все эти льготы весьма «условны». К примеру, много ли наберется в нашем городе участников войны, солдат великой Победы, если самому молодому из них сегодня без малого 90 лет? Тут уж впору на солнышке у окна греться, а не по городу передвигаться. Кстати, по данным областного совета ветеранов, на данный момент всего по области остались в живых 797 участников Великой Отечественной войны, в том числе в Усть-Каменогорске – 260.

То же самое можно сказать о вдовах воинов-ветеранов, узниках концлагерей, блокадниках Ленинграда и тех, кто родился в 1931 году и раньше. Все они в преклонном возрасте, испытывают проблемы со здоровьем и пользуются услугами общественного транспорта от случая к случаю. Поэтому говорить о какой-то нагрузке для наших перевозчиков и тем более об их финансовых потерях просто смешно.

Однако не об этом речь. Дело совсем в другом. Всем известно, что наши убеленные сединами ветераны положили здоровье и жизнь на защиту Отечества, восстановление разрушенного войной народного хозяйства, а сейчас им отказывают даже в такой мелочи, как льготный проезд в общественном транспорте. Не по-людски все это.

Буквально накануне Нового года Восточно-Казахстанский областной и Усть-Каменогорский городской советы ветеранов обратились к перевозчикам с просьбой проявить милосердие и уважение к труженикам тыла военных лет (1931 года рождения и старше), которые внесли огромный вклад в Победу, и сохранить для них хоть какие-то льготы при пользовании автобусами, маршрутными такси и трамваями. Ответа ни от перевозчиков, ни от представителей Усть-Каменогорского городского акимата не последовало. Не смогли получить комментарий по этому поводу и мы, журналисты.

Жандос Баирханов, руководитель городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог от встречи отказался, мотивируя свой отказ великой занятостью («шлите, мол, запрос в официальном порядке, на беседы у меня нет времени»). Сауле Жунуспекова, руководитель отдела занятости и социальных программ пояснила, что полной информацией по этому вопросу не располагает, в данный момент проект правил оказания социальной помощи малоимущим пенсионерам Усть-Каменогорска находится на утверждении в управлении юстиции, только после того, как он вернется назад в акимат, она сможет что-то конкретное сказать и объяснить.

Некоторые точки над «i» расставила Лариса Поломошнова, пресс-секретарь акима Усть-Каменогорска.

– В 2014 году пенсионерам Усть-Каменогорска, у которых размер пенсии не превышает 40 тысяч тенге, будет представлена единовременная выплата в размере семи МРП (один МРП – 1852 тенге) за проезд в общественном городском транспорте. Выплата на лицевые счета будет производиться отделом занятости и социальных программ самостоятельно, то есть без предоставления пенсионерами заявлений и необходимых документов.

Кстати, проект данных правил разработан в соответствии с «Типовыми правилами оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан», утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан (№ 504) еще в мае прошлого года. Прошло почти восемь месяцев с тех пор, а воз, как говорится, и ныне там…

…В сентябре прошлого года я посетил свою историческую родину – Украину, побывал в гостях у дочери в Воронеже, и вот что меня больше всего удивило. Несоответствие стоимости бензина и дизельного топлива с ценами на проезд в общественном транспорте. Обычно казахстанские перевозчики утверждают, что до 40 и более процентов проездного тарифа – это расходы на ГСМ. Но вот что странно, в Воронеже и Курске, Харькове, Киеве, Запорожье стоимость проезда в автобусах и маршрутках составляет в переводе на тенге по нынешнему курсу 51, 47, 55, 55 и 47 тенге, соответственно. И это при всем том, что цена на бензин на юге России превышает 33 рубля (примерно 155 тенге), а на Украине она находится в районе 13 гривен (около 240 тенге). Еще один интересный момент: не знаю как насчет Воронежа и Курска, но в большинстве городов Украины (в Запорожье наблюдал это собственными глазами) люди, достигшие пенсионного возраста (украинские граждане, прежде всего), имеют право на бесплатный проезд. То же самое, кстати, в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других российских городах.

В областных центрах Казахстана на данный момент проезд в общественном транспорте составляет: в Актау – 35 тенге, Кокшетау – 45 (маршрутки – 55), Талдыкоргане, Таразе, Петропавловске, Кызылорде, Актобе – 50, Атырау, Усть-Каменогорске, Астане, Семее, Шымкенте, Уральске – 60, Алматы, Караганде – 80.

А теперь немного порассуждаем. К сожалению, полных статистических данных по прошлому году (в разрезе общественного транспорта) пока нет, поэтому будем довольствоваться данными 2011-2012 годов. Так вот, стоимость проезда в общественном транспорте всего за год (в 2012 году по сравнению с 2011 годом) повысилась в двенадцати из шестнадцати крупнейших городов Казахстана.

Информационное агентство «Рейтинг.kz» совместно с общественным объединением «Казпотребнадзор» провело по этому поводу исследование. Оно было направлено на определение стоимости проезда в общественном транспорте относительно существующего уровня потребления в крупнейших городах Казахстана.

Результаты исследования выявили интересную картину. Средняя цена на проезд в общественном транспорте к концу 2012 года превысила 51 тенге при прежней цене в 41,5, то есть примерно за год она выросла почти на четверть. Для сравнения: по данным Агентства по статистике, рост цен на основные товары и услуги за год составил всего 4,7 процента. Таким образом, динамика роста цен на общественный транспорт в крупнейших городах Казахстана почти в пять раз превысила средние темпы роста цен на товары и услуги. Исследователи делают вывод, что данные цифры косвенно подтверждают необоснованность роста цен, происходящего в течение года.

В заключение хочется обратить внимание еще на один спорный тезис, которым любят оперировать при обосновании своих требований наши казахстанские монополисты, перевозчики в том числе. Это тезис о выделении денег в качестве дотаций из государственного бюджета для транспортных предприятий.

Автоперевозчики Усть-Каменогорска аргументируют эти свои требования тем, что им нужно обновлять автобусный парк, повышать зарплату водителям, которые сегодня получают в среднем 60-65 тысяч тенге в месяц, а кондукторы и того меньше. Они считают, что без дотаций не обойтись и рассчитывают на местный бюджет и помощь крупных предприятий города. При этом выдвигается своего рода ультиматум, если, мол, будет утвержден тариф в размере 80 тенге, то они готовы сохранить на всех маршрутах нынешнюю стоимость билетов для пенсионеров по возрасту. А на «нет», как говорится, и суда нет!

Позиция странная, если не сказать больше. Ведь большие и малые транспортные предприятия, выигравшие тендеры на перевозку пассажиров, являются частными субъектами рынка, созданными… для извлечения прибыли. Уже изначально, приходя на рынок транспортных услуг, они должны просчитывать все «плюсы» и «минусы» этого, прямо скажем, рискованного бизнеса. Не просчитал риски, «прогорел» со своим бизнесом, в силу каких-то внешних причин (удорожания ГСМ, отсутствия современной техники или квалифицированных кадров, а нередко и по причине собственной бесхозяйственности), вини только себя и на бюджетные ассигнования (дотации) сильно не надейся.

Если же говорить прямо и честно, в таком городе как Усть-Каменогорск давно уже нужно создать государственный муниципальный транспорт. И тогда с появлением нового «игрока» на рынке пассажирских перевозок данный рынок демонополизируется, и между транспортными компаниями города начнется цивилизованная конкурентная борьба за оказание более качественных и дешевых услуг по перевозке пассажиров.

Что же касается каких-то «демаршей» автоперевозчиков, типа невыхода автобусов на маршруты, сокращения этих самых маршрутов, как это случилось в прошлом году в Караганде и Алматы (для того, чтобы им повысили тариф до 80 тенге, с чем исполнительная и представительная власть этих городов согласилась после недолгого колебания), это метод не только тупиковый, но и юридически необоснованный, так как ущемляет и нарушает гражданские и социальные права ни в чем неповинных пассажиров.

Недаром в Послании Главы нашего государства Нурсултана НАЗАРБАЕВА, с которым он обратился к народу Казахстана 17 января текущего года, сказано, что все наши действия по достижению главной цели Стратегии-2050 должны следовать четким принципам. Один из них – принцип укрепления благосостояния казахстанцев. При его реализации социальное самочувствие простых людей должно учитываться в первую очередь и быть важнейшим индикатором нашего дальнейшего продвижения вперед.

Владимир Григорьев

Еще новости

Back to top button