Кто поможет нашим детям?
Ни для кого не секрет, что в последние годы в Восточно-Казахстанской области многое делается для подрастающего поколения. Строятся новые школы и детские сады, заметно снижается очередность в дошкольные учреждения. И очень важен тот факт, что заботясь о здоровых детях, областные и городские власти не забывают и о тех малышах, которым необходимы специальные условия и так называемое инклюзивное образование.
аша газета неоднократно писала о детях с расстройствами аутистического спектра. Дело в том, что в последние годы уровень заболеваемости аутизмом резко вырос. Причем это касается не только Казахстана, но и всего мирового пространства. Специалисты отмечают, что за последние десять лет больных детей стало больше в 10 (!) раз. Совершенно очевидно, что на проблему уже нельзя просто закрывать глаза, необходимо принимать меры для того, чтобы эти дети не просто могли получать образование, но и социализироваться, становиться полноценными членами общества. Для этого в решение проблемы однозначно должно включиться государство, однако пока в Восточном Казахстане с аутистами занимаются только частные организации либо сами родители таких детей.
О том, что необходимо уделять большое внимание проблемам детей с ограниченными возможностями, неоднократно говорил глава региона
Даниал Ахметов. Он акцентировал внимание на том, что во многих случаях эти дети видят мир только из окна собственной квартиры, а родители порой, отчаявшись, опускают руки. Это касается не только аутистов, но и тех, у кого диагностированы ЗПР, ДЦП и другие заболевания.
Казалось бы, шаги в этом направлении делаются. В январе этого года начал работать интернат для детей с ограниченными возможностями «Ак Ниет». По задумке, учреждение должно было стать первым в республике, где особенные дети не только будут жить и получать медицинские услуги, но и овладеют определенной специальностью, той, которую позволяет их диагноз. Но на деле все оказалось не совсем так. Ребята с ограниченными возможностями действительно посещают инклюзивные классы в двух школах, но о получении профессионального образования пока речь не идет. Дело в том, что для того, чтобы они могли заниматься прямо в стенах «Ак Ниета» и там же получить диплом, интернату необходима материально-техническая база и лицензия, чего при нынешнем положении дел добиться очень сложно. И другая сторона вопроса.
О каком инклюзивном образовании может идти речь, если дети с ограниченными возможностями опять будут «прикованы» к стенам интерната и лишены возможности общаться со своими сверстниками?
Очевидно, что именно проблема инклюзии стоит в Восточном Казахстане очень остро. Так происходит и с аутистами.
– Мировой опыт показывает и доказывает, что таких ребят можно и нужно обучать, – говорит мама ребенка с диагнозом «аутизм» Лилия Мамбурова. – Кроме того, инклюзивное образование поможет нейротипичным детям понять, что в мире есть разные люди, стать более терпимыми и толерантными. После ряда статей, опубликованных в различных СМИ, где родители аутистов призывают наши власти обратить на них внимание, мы нашли контакт с областным управлением образования, несколько раз были на приеме, договорились о совместной работе.
Действительно, и в самом управлении отмечают, что родители детей с расстройствами аутистического спектра являются активной категорией граждан и готовы к конструктивному диалогу.
По словам руководителя отдела опеки, попечительства и интернатных организаций областного управления образования Динары Шаухиной, процесс интеграции, то есть включения аутистов в систему обучения, должен пройти как можно более безболезненно и для самих детей, и для образовательных учреждений. Зачастую педагоги не до конца понимают сути инклюзии, а потому опасаются, что подобного рода «эксперименты» могут негативно повлиять на качество обучения здоровых детей.
На сегодняшний день в Усть-каменогорске работают три общественных объединения, которые занимаются проблемами детей-аутистов. «Этого достаточно» – скажете вы и будете неправы. Для того чтобы квалифицированно и полноценно оказывать помощь ребятам с таким диагнозом, совершенно точно необходима поддержка государства и понимание того, что в современных реалиях, когда число аутистов растет с каждым годом, на проблему нельзя закрывать глаза. Помощь нужна всем без исключения детям с ограниченными возможностями, а не только тем, кто страдает ДЦП, нарушениями слуха и зрения. К этой категории относятся и дети, больные сахарным диабетом, и малыши с синдромом Дауна. И только объединив усилия родителей, общественных организаций и государственной системы образования, можно создать для ребят с особыми потребностями условия, в которых у них появится шанс увидеть, что мир гораздо шире, больше и интересней, чем он кажется из их окна.
Для детей с ограниченными возможностями в Восточном Казахстане функционируют:
6 психолого-медико-педагогических консультаций (в гг. Усть-Каменогорск, Семей, Шемонаиха, Аягоз, Зыряновск, с. Аксуат Тарбагатайского района);
12 кабинетов психолого-педагогической коррекции (гг. Усть-Каменогорск, Риддер, Бескарагайский, Бородулихинский, Глубоковский, Жарминский, Зайсанский, Катон-Карагайский, Кокпектинский, Курчумский, Уланский, Урджарский районы);
60 логопунктов при организациях образования (Аягоз-ский, Глубоковский, Зыряновский, Катон-Карагайский, Уланский, Шемонаихинский районы, гг. Усть-Каменогорск, Семей, Риддер), в них 1080 детей с нарушением речи получают коррекционную помощь;
16 специальных организаций образования (из них 12 общеобразовательных) с контингентом 2387 детей с нарушением зрения, слуха, речи, интеллекта и задержкой психического развития.
Инклюзивное обучение для 1746 (11,7%) детей ведется в 128 школах (19,5% от общего количества общеобразовательных школ). В том числе в специальных классах обучаются 815 детей, в инклюзивных классах – 802 ребенка, в инклюзивных группах дошкольных организаций образования – 129 детей.
Психолог Ирина Третьякова:
Главная трудность – это непонимание общества. В Казахстане только в недавнем времени начали диагностировать аутизм. До этого таким детям ставили диагноз шизофрения и помещали в специализированные учреждения, где проводили медикаментозное лечение совсем от другого психического расстройства. На сегодняшний день уже существует четкое понимание того, что расстройства аутистического спектра далеко не всегда связаны именно с задержкой умственного развития. Чаще всего такие дети «смотрят» внутрь себя, у них нарушены коммуникативные навыки, кроме того, они боятся смены обстановки, незнакомых звуков, для них тяжело менять привычную картину мира. Но на самом деле, все эти нарушения поправимы, и практически любой ребенок-аутист может социализироваться. Просто для этого необходимо проводить комплексную работу. Именно поэтому важно участие государства, поскольку организации образования обладают достаточной ресурсной базой для того, чтобы включить таких детей в процесс обучения. И, конечно, нужно подготовить специалистов.