Общество

Кто нарушает права потребителей в ВКО?

В Департаменте торговли и защиты прав потребителей Восточно-Казахстанской области (ДТиЗПП ВКО) рассказали о рассмотрении обращений граждан по итогам первого полугодия 2024 года. По результатам анализа выявлено, что чаще всего права потребителей нарушают в розничной торговле, электронной торговле и при оказании бытовых услуг.


ТРЁХСТУПЕНЧАТЫЙ МЕХАНИЗМ


Одним из основных направлений в сфере защиты прав потребителей является рассмотрение обращений потребителей и оказание консультационной помощи в решении потребительских споров в досудебном порядке.


Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей» введён трёхступенчатый механизм рассмотрения жалоб, то есть предусмотрен досудебный порядок разрешения споров.


На первом уровне потребитель обращается к продавцу с претензией об устранении нарушений прав и возмещении убытка в добровольном порядке, самостоятельно или через своего представителя законных интересов. Если в течение 10 календарных дней продавец письменно не ответит на претензию или откажется устранить нарушения в добровольном порядке, потребитель вправе обратиться в уполномоченный орган, государственный орган, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей.


На втором уровне жалоба направляется на рассмотрение в уполномоченный орган по защите прав потребителей.


На третьем уровне, в случае невозможности решить потребительский спор на первых двух этапах, потребитель обращается в судебный орган.


СТАТИСТИКА ПО ВОСТОЧНОМУ КАЗАХСТАНУ


За первое полугодие 2024 года ДТиЗПП ВКО рассмотрено 443 обращения потребителей, из них 252 (57%) обратившимся даны письменные разъяснения по вопросам защиты прав потребителей, 65 (15%) обращений перенаправлены в соответствующие государственные органы для рассмотрения и принятия мер по компетенции. 126 обращений потребителей, что составляет 28% от общего числа поступивших жалоб, были удовлетворены. Сумма денежных возвратов потребителям за первое полугодие 2024 года составила 10 874 210 тенге, в том числе в сфере розничной торговли 8 531 488 тенге.


Для сравнения: за аналогичный период прошлого года ДТиЗПП ВКО рассмотрено 268 обращений потребителей региона, сумма денежных возвратов составила 3 224 524 тенге.


Из анализа поступивших в этом году обращений следует, что чаще всего нарушаются права потребителей в розничной торговле – 184, электронной торговле – 130, при оказании бытовых услуг – 77.


В сфере розничной торговли потребители обращаются за помощью по вопросам обмена и возврата товара при приобретении некачественной продукции. В сфере предоставления бытовых услуг возникают вопросы по изготовлению и ремонту мебели, по установке пластиковых окон и дверей. В сфере электронной торговли потребители жалуются на сложности в обмене и возврате товара, несоответствие товара заявленным параметрам и несвоевременную его доставку.
Также потребители Восточного Казахстана жалуются на некачественное предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства – 20, образования – 9, общественного питания – 8, медицинских услуг – 7, финансовых услуг – 4, услуг связи – 3, услуг транспорта – 1.


В ходе рассмотрения обращений специалисты ДТиЗПП ВКО принимают участие в судебных процессах по искам потребителей. Так, в результате 11 судебных разбирательств с участием департамента приняты решения о возвращении потребителям 8 908 960 тенге.


Департамент торговли и защиты прав потребителей МТИ РК по ВКО

Фото «Рудный Алтай»

Еще новости

Back to top button