КСК: как настроить конструктивный диалог?
В Казахстане разрабатывается новая модель отношений «собственник жилья – управляющая компания, КСК». Для обсуждения этого актуального для всех жителей многоэтажек вопроса в Восточный Казахстан прибыла рабочая группа из Комитета по делам строительства и ЖКХ Министерства национальной экономики РК.
Встреча с руководителями подразделений жилищно-коммунального хозяйства, депутатами, председателями кооперативов собственников квартир прошла в акимате Усть-Каменогорска. Гостей приветствовал руководитель областного управления энергетики и ЖКХ Адылгазы Шерубаев.
– В Восточном Казахстане существует более пяти тысяч многоквартирных жилых домов, из них в областном центре – больше 1600. Обобщая информацию о результативности работы КСК, нельзя сказать, что все кооперативы работают неэффективно, – сказал Адылгазы Шерубаев. – В целом, подготовка жилого фонда региона к зиме прошла лучше, чем в прошлом году. Неплохо поработали в подготовительный период и предприятия-источники теплоснабжения.
Надеюсь, предстоящий сезон пройдет благополучно.
Однако, как отметил руководитель управления, есть много нареканий на работу КСК со стороны жителей. Поэтому во главу угла ставятся вопросы, касающиеся совершенствования законодательной базы, регулирующей жилищные отношения. Так, по инициативе общественных организаций нашей области и по распоряжению акима ВКО Даниала АХМЕТОВА создана специальная рабочая группа. Восток внес свои предложения в Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ.
По словам руководителя управления развития жилого фонда и жилищных отношений Комитета по делам строительства и ЖКХ Министерства национальной экономики РК Ерболата Садыркулова, Восточный Казахстан выбран площадкой для обсуждения данной тематики не случайно – жители региона очень активно выступают с инициативами и предложениями.
В настоящее время АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ», единственным акционером которого является государство, создает новую модель отношений между собственниками квартир и управляющей компанией, КСК. На встрече ее презентовала директор одного из департаментов Мадина Мурсакина.
К сожалению, так сложилось, что отношения между КСК и жителем многоквартирного дома давно утратили доверительную основу. Нужно признать, существующей системой недовольны все. Собственники квартир обвиняют КСК в бездействии и не понимают, за что они платят эксплуатационные взносы.
Управленческий персонал КСК, со своей стороны, жалуется на маленькую зарплату и низкую активность самих собственников. Не все граждане готовы нести ответственность за общедомовое имущество (платить за ремонт крыши, подвала, теплосетей внутри дома). Обе стороны не понимают друг друга.
Проанализировав основные проблемы, с которыми жильцам приходится сталкиваться каждый раз при обращении в КСК, специалисты АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» предложили свои варианты решения. Сразу оговоримся, все новаторские идеи – всего лишь предложения, они пока нигде не утверждены, не закреплены законодательно.
Одним из главных предлагаемых новшеств, по словам Мадины Мурсакиной, должно стать введение принципа «один дом – один КСК». Для упрощения работы нужно вернуть понятие «управдом», но оформить его по закону в ИП или в какую-либо управляющую организацию. Каждая многоэтажка должна иметь свой отдельный текущий счет.
Председатели КСК, присутствовавшие в зале, раскритиковали идею. Аргументы приводились весомые – кооперативу, управляющему всего одним домом, будет очень тяжело свести концы с концами. Все потому, что жильцы хотят платить минимальные эксплуатационные взносы, а получать за низкий тариф качественные услуги.
– Единственный выход из ситуации – это укрупнение нормальных, работающих КСК. Действительно, у каждого дома должен быть свой счет, свой управляющий. Но все дома должны входить в КСК. В одном кооперативе нужно собирать минимум по 100 многоэтажек. Только тогда можно будет «сделать» эффективную экономику кооператива, в котором всех все устраивает, – считает депутат маслихата Усть-Каменогорска, член рабочей группы по ЖКХ Станислав Каримов.
Учитывая, какие жалобы поступают на коммерческие управляющие компании, Мадина Мурсакина предлагает исключить юридические лица из списка организаций, которые могут управлять общедомовым имуществом кондоминиума. В первую очередь это необходимо сделать для того, чтобы облегчить налоговое бремя.
Руководитель ТОО «КСК «Ленина-50» Ольга Умарова считает, что бизнесу не интересно работать на рынке этих услуг (эксплуатация домов), в первую очередь, из-за низких тарифов. Ведь решение о том, сколько должен платить собственник квартиры в КСК, зависит от выводов общедомового собрания. Не понравилась управляющая компания, оказывающая качественные услуги за хорошие деньги, жильцы скажут ей «до свидания». Денежный вопрос сейчас решает многое. Именно поэтому все существующие управляющие компании недалеко ушли от обычных КСК с привычным сервисом. Говорили также о низкой заработной плате технического персонала кооперативов. Согласно озвученной информации, слесари, электрики, сантехники получают около 55 тысяч тенге.
Руководитель КСК «Машиностроитель» Наталья Гормашова предлагает передать местным исполнительным органам право устанавливать размер эксплуатационных взносов в зависимости от типа здания. Но подойдет ли это для нашего города, где 50-летние «сталинки», имеющие высокий уровень износа, соседствуют с новостройками?
Председатель ОО «Поколение» Марина Соловьева предложила вернуться к тому времени, когда управлением и эксплуатацией жилого фонда занималось государство. Конечно, к советскому времени возврата нет, но сейчас это можно было бы сделать в форме государственно-частного партнерства.
В числе идей, озвученных директором департамента АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» Мадиной Мурсакиной прозвучали предложения о найме менеджеров-управленцев, повышении квалификации председателей КСК, лишении жильца права голоса при принятии решения в случае, если он не является на общедомовые собрания в течение года.
Интересной задумкой можно назвать перевод формата жилищных отношений в виртуальную реальность, создание единого портала E-house. Вместо шумных собраний во дворе предлагается проводить голосование на сайте. Там же можно будет дать оценку управляющему, прочитать отчет о потраченных деньгах. Возможно, на первый взгляд идея выглядит утопично, однако она давно успешно применяется в современных сервисных компаниях в крупных городах страны.
Члены рабочей группы из Астаны приехали в Усть-Каменогорск, чтобы выслушать наши предложения, обсудить представленную презентацию. Председатели КСК, депутаты поделились своими мыслями. Большинство присутствующих поддержали идею о необходимости открытия Единого расчетного центра, о котором уже не раз заявляли на респуб-ликанском уровне. Главная ценность ЕРЦ в том, что он позволил бы составлять единую для собственника квартиры квитанцию. По ней гражданин может оплачивать сразу все коммунальные услуги, в том числе и КСК.
Существующая практика «выбивания» долгов за эксплуатационные взносы в судебном порядке никого не устраивает. Наталья Гормашова считает, что нужно вернуться к практике отключения должников от общедомовых электросетей при большой задолженности за услуги КСК. Для этого нужно внести изменения в закон.
Работа по созданию новой модели жилищных отношений еще не завершена. Поэтому каждый желающий может внести свои предложения. Они принимаются специалистами АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» на портале zhkh.kz.