Общество

Кристалл судьбы Байболата Далентаева

Байболат Далентаев был ещё совсем мальчишкой, когда прямо у дороги в горняцком посёлке, где он тогда жил с сестрой и бабушкой, нашёл огромный кристалл весом почти с килограмм.

Оказалось, это сосед-рабочий принёс находку с рудника на память в свой дом, а ребятишки, взяв кристалл поиграть, потеряли его. Сосед от души подарил мальчику находку, ведь того буквально заворожил осколок горного хрусталя. Никто тогда ещё не знал, что этот памятный подарок укажет жизненный путь юному кладоискателю – Байболат Далентаев стал мастером камнерезного искусства.


А тот самый кристалл до сих пор хранит в своём доме.


СОКРОВИЩА У ОБОЧИНЫ


Байболат Далентаев родился в очень скромной деревенской семье. И так сложились жизненные обстоятельства, что его и старшую сестру воспитывала бабушка. Они тихо жили в небольшом селе, где Байболат успел окончить первые два класса школы. А потом сестра перешла работать на большой рудник, и семья переехала в горняцкий посёлок Асубулак, где находился Белогорский горно-обогатительный комбинат.


Производство на комбинате было запущено 18 октября 1950 года. На месторождениях Белая Гора, Асубулак и Огнёвка тогда началась добыча ценнейшего тантала – металла номер один. Именно из него в 1957 году был произведён и запущен первый на Земле космический спутник.


Три горняцких посёлка в те времена были каким-то особенным островком Уланского района, где все вокруг занимались сельским хозяйством.


– Мы были совсем мальчишками, играть было особо негде, поэтому для игр облюбовали обочину дороги. Здесь можно было найти настоящие сокровища: из кузова грузовиков часто выпадали куски горной породы, которые мы тщательно обследовали и собирали свои коллекции минералов. Ну, а старые горняки и рабочие объясняли нам, где какой. Вот так и пристрастились к минералам, – вспоминает Байболат Далентаев.


ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ


А ещё у юного Байболата открылись способности к рисованию. Недаром его выбрали в числе двенадцати старшеклассников, когда Белогорский ГОК проводил конкурс изобразительного искусства среди учащихся двух поселковых школ.


– Как я позже узнал, руководство ГОКа решило открыть цех по обработке минералов, где бы выпускали различную сувенирную продукцию. В начале 1970-х годов производственники развивались по всем направлениям. Всё шло в производство. В том числе и обработка руды, оставшейся после добычи тантала.


И для работы в этом цеху нужны были мастера. Вот так и было решено провести конкурс среди талантливой молодёжи, чтобы по направлению Белогорского ГОКа отправить их учиться камнерезному делу и обработке самоцветов, – рассказывает мастер.


Окончив 10-летку в горняцком поселке Уланского района, 16-летним парнем Байболат попал в столицу Урала – Свердловск, ныне Екатеринбург. Вместе с ним приехали ещё одиннадцать юношей и девушек, тех самых победителей художественного кон-курса.


– В Свердловске нас всё поразило: огромный современный город, где было множество музеев и театр. Поначалу в нём было даже немного боязно жить, но очень скоро мы привыкли, поселились в частных квартирах на окраинах города и стали учиться. С понедельника по пятницу были теоретические занятия, а по субботам мы занимались практикой, – продолжил рассказ Байболат Далентаев.


Большинство ребят из его посёлка поступили на камнерезное дело, в том числе и наш герой. А двоих юношей определили на специальность по обработке самоцветов. Кроме того, в училище обучали ювелирному делу.


– Это было лучшее время: молодость, счастье, учёба! Постоянное чувство радости переполняло нас. Как студенты художественного училища мы имели право на бесплатное посещение всех музеев, выставок и спектаклей в театрах Свердловска. И мы не пропускали ни одной премьеры, ни одной выставки, изучили все экспозиции в музеях столицы Урала. Всё это помогало осознать значимость нашей профессии, давало пищу для размышлений, дарило новые идеи для наших работ, – отмечает собеседник.


Он учился на первом курсе, когда наставник отобрал две пары студентов для особой работы: нужно было создать мозаику из поделочных и полудрагоценных камней в духе развитого социализма для конкурса на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве. Мозаичное панно назвали «На заре коммунизма». Из кусочков разноцветной яшмы, которой в Уральских горах видимо-невидимо, юные камнерезы создали образ Владимира Ленина, стоящего на фоне утренней зари, и легендарного крейсера «Аврора».


За эту работу авторы получили бронзовые медали призёров ВДНХ.


ПУТЬ КАМНЕРЕЗА


Приехав домой на каникулы после окончания первого курса, Байболат Далентаев с друзьями по училищу с энтузиазмом принялись обустраивать свой будущий цех по обработке камня. При ГОКе работал собственный механический цех, где рабочие собрали три станка по обработке камня. Их-то и предстояло установить в новом цеху, а также провести пробную обработку горной породы.
Через год, когда студенты окончили Свердловское училище и вернулись в родной Асубулак, они основательно принялись за камнерезное дело. Стали выпускать сувенирную продукцию и украшения из натурального камня.


– Мы с ребятами были слишком молоды и неопытны, чтобы по-настоящему, на широкую ногу, организовать работу цеха по обработке камня. Здесь явно не хватало руки опытного мастера и снабженца, который бы нас обеспечивал постоянными заказами. Только директор время от времени размещал заказы на какие-то сувениры. Эти просчёты в организации со временем стали настолько очевидны, что заказов становилось всё меньше, и потом цех вообще закрыли, – поделился Байболат Далентаев.


Поработать по только что обретённой специальности удалось совсем недолго: одного за другим молодых специалистов призвали в армию.


– Продолжить работу в цеху по обработке камня поле армии я не захотел. Я к тому времени уже женился, а в камнерезном цехе платили очень маленькую заработную плату, поэтому перешёл работать на фабрику комбината. И так бы и работал там, если бы в начале 1990-х из-за кризиса ГОК не остановился. Практически все тогда в одночасье потеряли работу, – вспоминает мастер.


Пришлось менять фабричный станок на учебный. Байболат Далентаев устроился работать учителем технического труда в поселковой школе. Но вскоре однокурсник позвал его работать в Усть-Каменогорск, где в мехцехе опытно-свинцового завода действовало небольшое производство по обработке камня. Здесь мастера специализировались в основном на выпуске женских украшений – бус, колье, браслетов, серёг из различных пород минералов и полудрагоценных камней. Но и сюда в середине 1990-х годов докатился кризис – рабочих начали сокращать. Поэтому пришлось искать другую работу.


В течение трёх лет с небольшим Байболат Далентаев проработал на обработке металла в Монетном дворе при Ульбинском металлургическом заводе. Здесь он научился основам ювелирного искусства, обработке драгоценных металлов, что тоже в будущем пригодилось в его деле.


ЕГО ЗВАЛИ КАМНИ…


Но работа в Монетном дворе была не по душе нашему герою, ведь металл – не его стихия. Его звали камни. И тогда Байболат Далентаев обратился к руководителю геологической компании «Топаз», предложив создать камнерезную мастерскую, ведь геологи располагали образцами самых разных горных пород, из которых можно было делать красивейшие вещи. Предприниматель загорелся, выделил пустующее помещение и даже дал задание собрать в мастерскую несколько необходимых станков для распиловки, шлифовки и обработки камня.


По рассказам камнереза, в «Топазе» он занимался не только обработкой камня, но и часто ездил с геологами по месторождениям Восточного Казахстана, где принимал участие в добыче минералов.
– Это было замечательное время. Я столько интересного увидел и узнал о родном крае! Был за Аягозом и Курчатовом, любовался яшмой на Чарском хребте, находил удивительные по своей красоте и типажу агаты, – поделился мастер.


За несколько лет до ухода на заслуженный отдых Байболат Далентаев стал заниматься изучением минералов на научной основе, устроившись работать в Восточный научно-исследовательский горно-металлургический институт цветных металлов. Здесь он обрабатывал образцы горных пород для их дальнейшего анализа.


– Вот уже шестой год как я на пенсии, свободный художник. От городского отдела культуры мне выделили подвальное помещение под мастерскую. Здесь тишина и покой, хотя и места хватает только для мелкой работы, основные же работы по распиловке и шлифовке камней я провожу всё в той же мастерской в «Топазе», где мне разрешили пользоваться станками в любое время. Так что работаю сейчас в своё удовольствие, – говорит наш герой.


Байболат Далентаев – участник многих областных и республиканских выставок мастеров декоративно-прикладного искусства. Его работы известны не только в Восточном Казахстане, но и в Алматы, Караганде, Астане, где он неоднократно принимал участие в выставках и ярмарках мастеров.


Вот и сейчас он трудится над прекрасной чашей из агата. Он намерен представить сувенир на выставке, приуроченной к Пятым Всемирным играм кочевников, которые пройдут в сентябре в столице Казахстана.

Екатерина Гуляева
Фото из личного архива Байболата Далентаева

Еще новости

Back to top button