Общество

КраеУГОЛЬный камень

КраеУГОЛЬный камень

Крайне негативную оценку получила ситуация, сложившаяся в области с поставкой угля.

Не став слушать оправдания заместителя акима области Серика Актанова и руководителя областного управления энергетики и ЖКХ Мурата Мусатаева, глава региона Даниал Ахметов озвучил красноречивые факты.

Так, в соответствии с представленными данными, из 24 тысяч тонн угля, полагающихся здравоохранению, завезли всего 8400. Из требующихся 90 тысяч тонн объекты образования получили пока всего 13.

В районах области картина тоже далеко не радужная. В Аягозский район вместо 70 тысяч тонн угля завезли всего 650 тонн, Бескарагайскому району требуется
15 тысяч тонн, но туда до сих пор ничего не завезено. У Жарминского района из необходимых 55 тысяч тонн в наличии лишь 5 тысяч.

Не лучше ситуация обстоит в Зыряновском районе – из 65 тысяч тонн завезено 3 650. В Курчумском – из 25 тысяч тонн завезено 400. В Катон-Карагайском районе из 20 тысяч тонн есть лишь 200.

– Чем вы занимались? – обратился Даниал Ахметов к Актанову и Мусатаеву. – Я не спрашиваю с акимов районов, это вы должны были решать эти вопросы. За это вы получаете заработную плату.

Аким области напомнил, что еще весной призывал не тянуть время и в первые месяцы лета завезти основной запас угля. Теперь, в августе-сентябре, с началом кампании по вывозу зерновых создадутся дополнительные сложности.

– Работайте, время еще есть. В сентябре, если не будет обеспечен нормативный запас, сделаем соответствующие выводы, – закрыл острую тему глава региона.

ДЕФИЦИТ ВАГОНОВ

В минувшую субботу на разрезе Каражыра состоялось совместное совещание угольщиков с железнодорожниками. Было принято решение, что в августе отгрузка угля с месторождения Каражыра будет осуществляться по 420 – 490 вагонов в сутки.

Ежесуточная поставка вагонов в объеме 420 – 490 штук позволит нагнать имеющееся отставание графика отгрузки угля населению, энергетическим комплексам и предприятиям Казахстана.

Проблему отставания от графика отгрузки угля потребителям и партнерам подняло руководство АО «Каражыра». По словам его генерального директора Маргулана Макишева, еще в июне угольщики шли с опережением графика отгрузки угля всем категориям потребителей. Перевыполнение плана составило свыше 800 тыс. тонн твердого топлива.

– А вот с июля и первые 10 дней августа мы ощущаем сбои поставки вагонов для отгрузки угля с разреза Каражыра. Именно поэтому у нас образовалось отставание от графика. Мы понимаем, что в течение семи месяцев предприятие идет с опережением. Перед предприятием в 2018 году стоит задача добычи угля на отметке 8 млн – 8 млн 200 тыс. тонн. В настоящий момент вскрыты 1 млн 100 тыс. тонн угля. Поэтому есть насущная необходимость отгрузить его потребителям, – пояснил в ходе совещания Маргулан Макишев.

ЕСТЬ ОПЫТ…

По словам заместителя генерального директора по маркетингу АО «Каражыра» Асета Сыдыкова, в июле-августе 2016 года был срыв поставки вагонов, угольщики практически не отгружали в эти месяцы топливо своим партнерам. К августу объем отгрузки составил всего 2 млн тонн угля. Для сравнения, за 7 месяцев 2017 года было отгружено уже 3 млн тонн угля, что на 950 тыс. тонн больше, чем в 2016 году. В текущем году отгружено 3 млн 843 тыс. тонн угля, из них более 2 млн тонн – для нужд энергетических компаний и предприятий Казахстана и более 950 тыс. тонн – для населения.

– В 2017 году был предпринят ряд серьезных мер по недопущению повтора ситуации 2016 года. Однако осень прошлого года выдалась напряженной. Все мы помним, как в прошлом году сразу несколько угольных разрезов северной и центральной частей Казахстана по самым разным причинам прекратили отгрузку угля. Образовался дефицит сразу в нескольких областях республики. На тот момент мы уже отгрузили свыше плана 800 тыс. тонн, но и этого количества не хватило для всех. Чтобы решить проблему закладки нормативного угля на социальных объектах, акимы областей дали поручение руководителям школ, больниц и детских садов запасать уголь в течение летних месяцев, не дожидаясь осени. Это значительно упростило процесс отгрузки, – отметил Асет Сыдыков.

По словам руководителя Семейского отделения пути АО «НК «КТЖ» Марлена Кокрекбаева, несмотря на то, что дефицит поставки вагонов за июль и 10 дней августа на Каражыру составил 700 вагонов, железнодорожники очень быстро восполнят образовавшийся дефицит.

– Было выработано решение, что до конца августа АО «Каражыра» будет получать от 420 до 490 вагонов ежесуточно. То есть в среднем по 450 вагонов. Этого количества будет вполне достаточно, чтобы нагнать график отгрузки, – считает Марлен Кокрекбаев.

Впрочем, несмотря на небольшое отставание от графика, благодаря усиленной отгрузке в течение первого полугодия практически все энергетические комплексы, которым поставляет уголь АО «Каражыра», обеспечены твердым топливом в достаточном количестве. Так, Усть-Каменогорская ТЭЦ на текущий момент имеет нормативный запас угля в 300 тыс. тонн, а ТЭЦ-1 в Семее к 1 октября будет обеспечена 80 тыс. тонн. Начата отгрузка топлива Согринской ТЭЦ, а также в малые города и районы ВКО.

По словам Асета Сыдыкова, до конца ноября, чтобы обеспечить углем население, схема отгрузки будет такова: из 70 вагонов железнодорожного состава 45 будут загружаться коммунально-бытовым углем, остальные 25 – для обеспечения предприятий и энергетических комплексов. И уже с декабря, когда население будет обеспечено топливом на зиму, схема отгрузки изменится: 30 вагонов – населению, 40 – предприятиям.

– Отмечу, что месторождение Каражыра, пожалуй, единственное в Казахстане, которое осуществляет поставку угля всем категориям потребителей. Мы обеспечиваем отгрузку коммунально-бытового угля населению и социальным объектам не только в ВКО, но и в целом ряде других областей Казахстана. Кроме того, поставляем топливо на 9 энергетических комплексов, во все малые города и районы ВКО, а также на все предприятия области. При этом цена на уголь самая низкая по республике. Поэтому оставить без угля энергетиков и предприятия Казахстана мы не имеем права. Но и население без угля не останется. Будем осуществлять поставки равномерно, чтобы не создать перекосов и дефицита угля в том или ином сегменте, – подчеркнул Маргулан Макишев.

Что касается цен на уголь, то на складе разреза Каражыра можно приобрести любое количество угля по 6200 тенге за тонну. Эта цена устанавливается лишь один раз в год и уже не изменяется. В августе на складах Семея, расположенных на трех железнодорожных тупиках, цена угля без доставки составляет 7400 тенге за тонну. Напомним, в Усть-Каменогорске его сейчас можно приобрести по 8800 тенге, а по спискам отдела соцзащиты социально защищаемым слоям населения отпускают уголь по 8350 тенге. Все иные расценки устанавливают индивидуальные предприниматели, занимающиеся доставкой угля населению.

Вместе с сезонным повышением спроса «угольная» тема обсуждается в связи с расследованием, проведенным специалистами Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по ВКО. После проверки оптовых поставщиков угля в регионе выяснилось, что поставщики ТОО «Восток УгольПром», ТОО «Компания Тауасар», ТОО «Жигер-СТ», ТОО «ТК «Багира», ТОО «ХалыкКомир» нарушили закон.

– Установлено, что между поставщиками заключены антиконкурентные соглашения (картели) в части установления и поддержания цен, скидок, раздела товарного рынка по территориальному принципу, объема продажи, состава покупателей, – сообщили в департаменте. – Юридические лица выходили на биржевые торги с одинаковыми, заранее согласованными ценами.

Материалы расследования антимонопольщиков переданы в службу экономических расследований Департамента госдоходов по ВКО для проведения досудебного расследования.

Наталия Ершова, Екатерина Гуляева, Ирина Осипова

Еще новости

Back to top button