КПД взаимной интеграции
Вчера в Усть-Каменогорске представители Казахстана, России и Белоруссии обсудили вопросы конкурентной политики в рамках Единого экономического пространства трёх стран, которое начало работать с 1 января нынешнего года. Модератором круглого стола был председатель Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции Габидулла Рахматуллаевич Абдрахимов.
На круглом столе с участием руководителей национальных антимонопольных органов государств разъяснили многие аспекты единой конкурентной политики и её значение для более плодотворной работы Таможенного союза, а также обозначили наиболее важные вопросы, требующие скорейшего решения в рамках Единого пространства.
За короткий отрезок времени с момента своего основания Единое экономическое пространство, и это особо подчеркнули представители Евразийской Экономической комиссии, уже показало себя и своё немаловажное значение для взаимной интеграции экономик стран-участниц Таможенного союза.
Конкретные достижения есть практически во всех отраслях, в том числе и в сфере региональной политики. Аким Восточного Казахстана Бердыбек САПАРБАЕВ, приветствуя высоких гостей, отметил, что создание этого экономического и политического института позволило ещё больше сблизить и без того тесные отношения трёх стран.
– Я рад приветствовать вас на гостеприимной восточно-казахстанской земле. Наша область является крупнейшим промышленным, аграрным и энергетическим регионом страны. Базовыми отраслями нашей экономики стали цветная металлургия, горнодобывающая промышленность, машиностроение, стройиндустрия, агропромышленный комплекс и энергетика. Для ВКО снятие ограничений во взаимной торговле уже позволило обеспечить для своих товаров, основную долю которых занимают наши ископаемые, химическая и машинно-техническая продукция, свободный доступ на рынки стран-партнёров. Это в свою очередь способствовало улучшению финансово-экономического положения многих предприятий области. В основном тех, кто поддерживает тесные исторически сложившиеся связи с контрагентами из стран Таможенного союза, – сказал глава региона. – Внешнеторговый оборот с Россией и Белоруссией за 2011 год составил 1,4 миллиарда долларов США. В том числе экспорт – 381 миллион, импорт – более одного миллиарда. Объём взаимной торговли с Российской Федерацией вырос почти в два раза. Объём внешнеторгового оборота с Белоруссией вырос в 1,9 раза. На сегодняшний день в ВКО действуют 250 совместных предприятий между РФ и Беларусью. Взаимовыгодные совместные действия между приграничными регионами наших стран вышли на новый этап развития благодаря договорённостям, достигнутым в рамках Форума межрегионального сотрудничества, прошедшего в прошлом году. По его результатам было подписано 25 соглашений и 10 меморандумов. Также неплохо налаживаются связи с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь в рамках подписанного соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. У нас есть СП, собирающее тракторы «Беларус», есть крупнейший автосборочный завод «Азия Авто», который выпускает много моделей различных автомобилей.
Кстати, на совместных российско-казахстанских проектах, касающихся автомобильной промышленности, можно остановиться отдельно. Все участники круглого стола в курсе, что совсем недавно на IX Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана в Павлодаре был подписан исторический меморандум о стратегическом партнёрстве между ОАО «Авто Ваз», АО «Азия Авто» и АО «НК «СПК «Ертис». В соответствии с этим трёхсторонним соглашением стороны уже приступили к созданию мощностей сварки, окрас-ки и сборки моделей автомобилей альянса «Рено-Ниссан-АвтоВаз». А также производства комплектующих. Это гигантский рывок вперёд для казахстанского автомобилестроения. В качестве рынков сбыта продукции будущего предприятия определены Казахстан, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа России, страны Средней Азии и Закавказья. Проект является
частью государственной программы Республики Казахстан форсированного инновационного развития. Выход его на проектную мощность потребует создать 12 тысяч рабочих мест и обеспечит больше миллиарда долларов экспортной выручки. Всё это говорит о том, что создание Таможенного союза и вслед за ним Единого экономического пространства открыло новые возможности в продвижении товаров на рынках третьих стран, а также в развитии инновационных производств.
Здесь отдельно следует отметить важность проводимого в Усть-Каменогорске совещания не только для всей страны в целом, но и для Восточного Казахстана в частности. Ведь самые актуальные вопросы дня – антимонопольное и ценовое регулирование, в том числе контроль за введением государственных и муниципальных закупок, особенно электроэнергии, остро стоят в ВКО. Несмотря на сосредоточение в регионе ГЭС и то, что на территории области находится 60 процентов водных ресурсов всей республики, ежегодная нехватка энергоресурсов давно перевалила за миллиард киловатт-часов. Поэтому такой аспект эффективного функционирования Единого экономического пространства, как транспортировка электроэнергии, очень важен. Этот вопрос также нашёл своё отражение в обсуждениях. Представители казахстанской стороны, в частности министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов особо отметил, что гармонизация законодательства стран-членов Единого экономического пространства в области конкурентной политики призвана снять барьеры во взаимной торговле и установить равные подходы к расчетам тарифов и ценообразованию:
– Взаимный товарооборот вырос на 32% в 2011 году по сравнению с 2010-м, товарооборот Казахстана с Россией и Беларусью за тот же период вырос на 22%, товарооборот Казахстана с Россией увеличился на 24%. Всё потому, что Единое экономическое пространство предполагает постепенное сближение экономик стран, чтобы в перспективе прийти к четырем свободам: товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Но для этого надо подготовить плацдарм и гармонизировать разрешения, ограничения, запреты. С января этого года начала действовать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), основной деятельностью которой является интеграция и макроэкономическая политика, экономика и финансовая политика, промышленность и АПК, торговля, техническое регулирование, таможенное сотрудничество, энергетика и инфраструктура, конкуренция и антимонопольное регулирование. Без установления единой конкурентной политики — не одинаковой, а основанной на единых подходах — невозможно гармонизировать остальные элементы общей экономики. Единая конкурентная политика включает в себя антимонопольное регулирование, ценовое регулирование, в том числе контроль за введением государственного ценового регулирования, а также государственные и муниципальные закупки. Монополисты есть в любой стране, и если на уровне страны проблемы могут быть урегулированы, то, быть может, импортерам из стран ЕЭП потребуются другие нормы для обеспечения равного доступа к рынку. ЕЭК, став преемницей комиссии Таможенного союза, также будет осуществлять свою деятельность на основе взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов сторон, экономической обоснованности принимаемых решений, открытости, гласности и объективности. ЕЭК – это наднациональный орган управления, ее решения обязательны для исполнения на территории трех стран, – подчеркнул Нурлан Алдабергенов.
Впрочем представители российской и белорусской сторон придерживаются того же мнения. Ведь практически всем понятно, что в совместной работе и повсеместной интеграции государств-участниц ЕЭП, нужна разработка нормативно-правовых актов, которые регулируют эти взаимоотношения. К примеру, сейчас тарифы КТЖ и РЖД регулируются национальными законодательствами. Поэтому надо сблизить нормы законов, чтобы не было различий. Уже ратифицировано соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, которое предусматривает разработку и принятие до 1 июля 2013 года модельного закона о конкуренции. Его нормы будут рекомендательного характера, но станут своеобразным ориентиром для каждого государства в законотворческой деятельности.
– Сейчас мы работаем над модельным законом по конкурентности, в перспективе обсудим вопросы создания именно кодекса, для того чтобы многие нормы были модифицированы на Единое экономическое пространство. Задачи, которые стоят перед нами в первую очередь, это определение методик оценки состояния конкуренции по трем странам, чтобы применять ее на всех видах рынков. Это касается приграничной торговли, тех субъектов, которые оказывают услуги нескольким странам. Если взять поставку электроэнергии, то имеются препятствия в виде тарифов. Продажи молока, зерна, мяса также имеют специфические барьеры, везде нужна оценка состояния конкуренции. Надо отработать методику определения монопольно высоких и низких цен. Это так же по приграничным субъектам. Сейчас мы приступили к выработке методики расчета штрафов и порядка наложения штрафов в отношении тех субъектов, которые оказывают влияние на рынки двух, трех и более стран, – отметил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Анатолий Голомзин.
Нестыковок в законодательствах трёх стран предостаточно, но их обсуждение и поиск решения помогают развиваться всем государствам в рамках Единого экономического пространства.
– Наличие проблемных вопросов позволяет нам надеяться на доработку национальных законодательств, чтобы впоследствии вопросы конкуренции, а это основа экономической мощи государств ЕЭП, решались в самое ближайшее время и наилучшим образом, – комментирует заместитель министра экономики Республики Беларусь Анатолий Филонов. – Темпы создания законодательной базы ЕЭП у нас жёсткие. Ведь конкурентная политика должна учитывать все отраслевые законы. Кроме того, нужно не забывать про лицензирование некоторых видов деятельности. Например, параллельного импорта. Это когда официальный дистрибьютор имеет эксклюзивные права на продажу товара в стране. И кроме него никто не имеет права завозить и продавать такой товар.
Такая ситуация не способствует справедливой конкуренции. Это проблема всех трех государств. Сейчас идут переговоры с официальными представителями брендовых компаний по отмене запрета на параллельный импорт. Здесь уже лобби активизируются. Между тем, например в Японии, вообще прямой запрет на запрет параллельного импорта. Конкуренция там жесточайшая, от которой прямая выгода лишь потребителю. В этот список попадает множество продукции – и машины, и оборудование, и лекарства.
По итогам мероприятия стороны планируют выработать несколько предложений, направленных на улучшение различных антимонопольных и конкурентных законов всех трёх стран.