Общество

Контроль над использованием и охраной земель

Контроль над использованием и охраной земель

Для повышения самостоятельности и ответственности местных исполнительных органов Указом Президента РК от 25 августа 2014 года № 898 разграничены функции и полномочия между уровнями госуправления в РК. В связи c этим в феврале 2015 года решением акима области создано структурное подразделение областного акимата – Управление по контролю за использованием и охраной земель ВКО (управление). Об этом и многом другом интервью с руководителем управления Сейсенгазы Чукаевым.

– В чем состоят основные задачи управления?

– Его деятельность и основные задачи заключаются в обеспечении соблюдения земельного законодательства РК как государственными органами, так и физическими и юридическими лицами. Также в выявлении и устранении нарушений законодательства, восстановлении нарушенных прав граждан и юридических лиц.

Управление выполняет функции, которые определены п. 2 ст. 147 Земельного кодекса РК (ЗК РК). Среди них основными являются контроль за недопущением самовольного занятия земельных участков, нецелевого использования, длительного неиспользования земель. Данные функции реализуются при осуществлении государственного контроля, проводимого в соответствии с Предпринимательским кодексом РК (ПК РК) и ЗК РК в форме проверки, в виде профилактического контроля и надзора.

Проверки осуществляются на основании обращений граждан и юридических лиц, в которых должны быть указаны сведения о субъекте, а также факт нарушения.
По их результатам субъекты, в случае выявления нарушений, привлекаются к административной ответственности, а также в соответствии со ст. 94 ЗК РК им выдаются предписания об устранении нарушений.

При выявлении таких фактов со стороны государственных органов должностные лица, допустившие нарушения земельного законодательства, помимо административной привлекаются к дисциплинарной ответственности. Им выдаются указания, обязательные для исполнения.

Профилактический контроль проводится также на основании обращений либо утвержденного списка и несет рекомендательный характер. То есть административные меры в данном случае не применяются и предписание не выдается.

– Как обратиться в управление, если имеются факты нарушения земельного законодательства?

– В соответствии с п. 1 ст. 144 ПК РК внеплановой является проверка, назначаемая органом контроля и надзора по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения проверки в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта), с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. Таким образом, при обращении в управление заявителям необходимо указать:

1) полное и достоверное наименование субъекта проверки (ФИО);

2) адрес проживания либо юридический адрес субъекта проверки;

3) подтверждающие материалы о выявленных нарушениях (для физлиц – фото- или видеосъемка, для госорганов – акт обследования земельных участков с указанием кадастрового номера и места расположения участка).

– Какие меры воздействия применяются к нарушителям земельного законодательства?

– По результатам проверок инспектор привлекает нарушителя к административной ответственности и выдает предписание. Срок предписания зависит от вида нарушения. Так, за использование земельного участка с нарушением законодательства срок исполнения предписания составляет 3 месяца, а в случае длительного неиспользования земель – 1 год.

Необходимо отметить, что, наряду с физическими и юридическими лицами, нарушения допускаются со стороны должностных лиц государственных органов, регулирующих земельные отношения. В их отношении также применяются меры административного и дисциплинарного характера, выдаются указания об устранении нарушений и недопущении их в дальнейшей работе.

– Какие суммы штрафов предусмотрены и можно ли сократить их размер?

– В соответствии с Кодексом РК об административных правонарушениях (КРКоАП) инспекторам дано право составлять административные протоколы по статьям 136, 137, 138 (частью первой), 337, 339, 340 и по 462. Размер штрафов при этом установлен в зависимости от вида нарушения земельного законодательства, а также категории субъекта и составляет от 5 до 700 месячных расчетных показателей (МРП).

К примеру, по ст. 136 КРКоАП за самовольное занятие государственных земель штраф для физических лиц составляет 75 МРП, а для субъектов крупного предпринимательства – 700 МРП.

Согласно ст. 811 и ст. 819 КРКоАП инспектор, с учетом установления смягчающих обстоятельств, к примеру, раскаяние виновного, а также социального статуса правонарушителя (пенсионер, безработный, инвалид, беременная женщина или женщина, имеющая ребенка в возрасте до четырнадцати лет, и т. д.), вправе сократить размер наложенного штрафа, но не более чем на 30 процентов от общей суммы штрафа. Кроме того, в случае признания вины нарушителем, а также возможности оплаты штрафа в течение 7 суток, его сумма может быть сокращена на 50 процентов.

– Какие меры будут предприняты в случае неисполнения предписания, выданного управлением?

– Согласно п. 9, 10 ст. 152 ПК РК по истечении срока устранения нарушений проверяемый субъект обязан предоставить в управление информацию об устранении выявленных нарушений. В случае непредоставления информации в установленный срок управление в течение двух рабочих дней направляет субъекту проверки запрос о необходимости предоставления информации по устранению нарушений.

После получения запроса проверяемый субъект в течение трех рабочих дней обязан предоставить соответствующую информацию в управление. В случае ее непредоставления назначается внеплановая проверка в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 144 ПК РК.

В соответствии с п. 2 ст. 94 ЗК РК иск о принудительном изъятии земельного участка предъявляется после применения мер взыскания, предусмотренных КРКоАП, и по истечении срока предписания.

То есть, в случае неисполнения предписания, инспектор вправе составить административный протокол в соответствии с п. 3 ст. 462 КРКоАП – за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписания, выданного государственным инспектором, что предусматривает штраф в размере от 5 до 500 МРП в зависимости от категории субъекта (административные дела рассматриваются судьями специализированных районных и приравненных к ним административных судов). После чего управлением предъявляется иск в суд о принудительном изъятии земельных участков.

– Какие меры помимо штрафов и предписаний дополнительно установлены законодательством?

– В соответствии со ст. 94 ЗК РК предписание о необходимости устранить нарушения как обременения права на земельный участок подлежит госрегистрации по Закону РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». То есть запрещается совершение гражданско-правовых сделок с земельным участком до тех пор, пока не будет устранено нарушение.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 509 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» по земельным участкам, предназначенным для строительства объектов, а также по земельным участкам сельскохозяйственного назначения, не используемым в соответствующих целях или используемым с нарушением законодательства РК, базовые ставки налога увеличиваются в 10 раз с даты вручения предписания собственнику или землепользователю о необходимости использования земельного участка по назначению и (или) устранения нарушения законодательства Республики Казахстан.

Также для устранения нарушения по фактам самовольного занятия земель государственной собственности управлением согласно требованиям
ст. 164-1 ЗК РК материалы проверок направляются в районные и городские акиматы по месту нахождения самовольно занятых участков для истребования их из чужого незаконного владения.

В случае нарушений земельного законодательства, допущенных государственными должностными лицами, помимо выдачи указаний, мы в соответствии со статьей 148 ЗК РК направляем в соответствующие органы материалы для привлечения виновных к ответственности.

– Актуальным является вопрос эффективного использования земель на побережьях озера Алаколь, Бухтарминского водохранилища и других водоемов. Какие меры принимаются управлением?

– Необходимо отметить, что в регионе действует Дорожная карта по обеспечению изъятия неиспользуемых и используемых с нарушением законодательства земель, которую утвердил аким области Даниал Ахметов от 30 декабря 2016 года. В 2018 году также разработан аналогичный Алгоритм проведения работы по изъятию неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, а также земель, связанных со строительством, утвержденный 28 мая 2018 года заместителем акима области Ш. Байбековым и заместителем прокурора области В. Шабером.

Эти документы четко определяют действия государственных органов по выявлению и изъятию неиспользуемых земель на территории рекреационных зон. Так, управлением на основании поступивших материалов выявлено более 1000 неиспользуемых земельных участков на побережье Сибинских озер, Алаколя и Бухтарминского водохранилища. Всем субъектам выданы предписания о необходимости принятия мер по использованию земель сроком на 1 год. В 2018 году в связи с неисполнением предписаний принудительно изъяты 83 земельных участка общей площадью около 41,6 га, к примеру:

по Сибинам (Торткара, Шалкар) – 30 участков площадью 2,06 га;

по Алаколю – 3 участка площадью 2,5 га;

по Бухтарминскому водохранилищу – 36 участков площадью 5,32 га.

По остальным 33 участкам площадью 20,3 га собственники земельных участков в результате принятия мер приступили к их освоению. По 46 участкам площадью 50 га материалы находятся на рассмотрении в суде.

– Законна ли установка шлагбаумов и других ограждений на берегу водоемов?

– В соответствии с п. 2 ст. 65 Водного кодекса РК запрещается ограничение физическими и юридическими лицами доступа населения к водным объектам общего водопользования путем установления заграждений, охранных пунктов, запрещающих знаков.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 364 Кодекса РК об административных правонарушениях ограничение физическими и юридическими лицами доступа населения к водным объектам общего водопользования путем установления заграждений, охранных пунктов, запрещающих знаков влечет предупреждение на физических и юридических лиц (нарушение правил общего водопользования). Совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания влекут штраф в размере от 2 до 42 МРП.

В соответствии со статьей 685 КРКоАП рассмотрение дел об административных правонарушениях по данным фактам отнесены к компетенции органа внутренних дел.

– Сколько земель было изъято в пользу государства и какова их дальнейшая судьба?

– В 2018 году по неисполненным предписаниям 2017 года поданы иски в суд о принудительном изъятии 162 земельных участков общей площадью 111,9 га, из них изъято 83 участка площадью 41,6 га, в том числе в Усть-Каменогорске – 11 участков площадью 11,63 га (к примеру, в районе КШТ – пять участков 2,9 га), на территории рекреационных зон – 69 участков площадью 9,9 га, один участок с/х назначения, площадью 20,0 га и два участка площадью 0,07 га для строительства объектов (Шемонаихинский район, район Алтай).

По остальным 33 участкам площадью 20,3 га собственники земельных участков после принятия мер приступили к их освоению, по 46 участкам площадью 50 га материалы находятся на рассмотрении в суде.

На основании решений суда о принудительном изъятии земельных участков управлением направлены сведения по 56 участкам общей площадью 33,96 га в Комитет по управлению земельными ресурсами МСХ РК для включения недоб-росовестных землепользователей в реестр лиц, у которых принудительно изъяты земельные участки и которым в течение трех лет они не могут быть предоставлены (п. 6 ст. 94, ст. 96-1 ЗК РК). По остальным 27 участкам решения суда не вступили в законную силу.

Изъятые земельные участки, предоставленные на безвозмездной основе, зачисляются в специальный земельный фонд для дальнейшего их перераспределения.
В случае если принудительно изымаемый земельный участок выкуплен у государства, то согласно п. 3 ст. 94 ЗК РК такой участок продается на торгах (конкурсах, аукционах) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РК и законодательством РК об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей. Вырученная сумма после вычета расходов по принудительному изъятию земельного участка и выплаты залогодержателю в размере требований по обязательствам выплачивается бывшему собственнику земельного участка или землепользователю. При невозможности реализации такого земельного участка или права землепользования на него после проведения не менее трех торгов (конкурсов, аукционов) в течение одного года земельный участок зачисляется по решению суда в специальный земельный фонд (государство).

По землям сельскохозяйственного назначения, во исполнение поручения Главы государства от 18 августа 2017 года об изъятии неиспользуемых и используемых с нарушением законодательства сельхозземель, управлением ведется постоянная работа с местными исполнительными органами районов и городов по принятию соответствующих мер.

Так, в период с 2012 по 2018 годы выявлено 2 млн 608,7 тыс. га неиспользуемых сельскохозяйственных земель, а также используемых с нарушением, из которых в государственную собственность возвращены 1 млн 302,5 тыс. га (из них: 1117,8 тыс. га вовлечены в сельхозоборот (доля вовлеченных составляет 86 процентов), 184,7 тыс. га остаются невовлеченными), по 657,2 тыс. га землепользователи приступили к использованию, материалы по 649 тыс. га находятся на рассмотрении в государственных органах (ведется работа по возврату либо сроки предписаний по итогам госконтроля не истекли, находятся на учете как бесхозное имущество).

В том числе в 2018 году выявлено 804,5 тыс. га, неиспользуемых сельскохозяйственных земель, а также используемых с нарушением, из которых в государственную собственность возвращены 105,5 тыс. га по 95,1 тыс. га – землепользователи приступили к использованию, материалы по 603,9 тыс. га находятся на рассмотрении в государственных органах.

– Могут ли собственники или землепользователи, у которых были изъяты земельные участки, вновь получить землю?

– Собственники или землепользователи, у которых были принудительно изъяты земельные участки, вносятся в реестр лиц, у которых принудительно изъяты земельные участки, и в течение трех лет они не смогут получить земельный участок.

Формирование и ведение данного реестра осуществляется Комитетом по управлению земельными ресурсами МСХ РК на основании информации, предоставляемой уполномоченным органом по контролю за использованием и охраной земель, районным исполнительным органом, местным исполнительным органом города областного значения.

– Как известно, в мае прошлого года внесены изменения в Земельный кодекс РК. Как они затрагивают вашу деятельность?

– Законом РК от 4 мая 2018 года № 151-VI ЗК РК внесены изменения и дополнения в ЗК РК, согласно которым функции Управления по осуществлению контроля за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения переданы в компетенцию исполнительных органов районов и городов областного значения. В связи с чем в настоящее время акиматы ведут работу по обеспечению соответствующими кадрами для реализации возложенных функций.

Таким образом, акиматы на местах будут осуществлять контроль над деятельностью собственников земельных участков и землепользователей. В частности над своевременным и грамотным проведением мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почвы, недопущению деградации земель. Кроме того, контроль над реализацией проектов земле-устройства по использованию и охране земель. В свою очередь управление ведет мониторинг проведения данных работ.

В то же время функция контроля над законностью решений местных исполнительных органов районов, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов передана управлению.

Контроль над законностью решений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы и городов областного значения остается за центральным уполномоченным органом, то есть за Комитетом по управлению земельными ресурсами МСХ РК.

– Зачастую местные исполнительные органы не соблюдают нормы законодательства при предоставлении земельных участков и сроки их оформления, выносят решения об отказе в их предоставлении без всяких причин. Кто контролирует законность принятых решений?

– Как я уже ранее отмечал, функция контроля за законностью решений (предоставление земельных участков без проведения торгов (конкурс, аукцион), отказ в предоставлении участков без принятия соответствующего постановления, несоблюдение сроков при предоставлении земельных участков) местных исполнительных органов районов, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов передана управлению.

Контроль над законностью решений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы и городов областного значения остается за центральным уполномоченным органом. То есть за Комитетом по управлению земельными ресурсами МСХ РК.

Так, управлением в 2018 году в результате проверок в отношении 18 местных исполнительных органов выявлено 11 решений, принятых с нарушением земельного законодательства. В основном это предоставление земельных участков без проведения конкурсов, торгов в нарушение ст. 48 ЗК РК, а также нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении участков. Акиматам выданы указания об устранении установленных нарушений земельного законодательства.

По итогам осуществления государственного контроля к административной ответственности привлечены четыре должностных лица акиматов и восемь – к дисциплинарной ответственности

– На территории ВКО ведется работа в отношении самовольных построек. Каковы ее результаты?

– Ее проводим сообща с местными исполнительными органами. На сегодня по материалам, направленным управлением, установлены факты самовольного занятия земель государственной собственности, на земельных участках, предоставленных под размещение киосков, автостоянок и автопарковок.

К примеру, в Усть-Каменогорске – 30 фактов на площади 0,54 га, в Семее – 38 фактов на площади 73,02 га. Нарушители привлечены к административной ответственности с наложением штрафов на общую сумму 11,2 млн тенге. Материалы проверок направлены в акиматы по месту расположения земельных участков для истребования их из чужого незаконного владения в порядке ст. 164-1 ЗК РК.

Совместная работа с акиматами по ликвидации незаконно установленных объектов продолжена в текущем году.

– Что делать, если сосед передвинул смежное ограждение между участками?

– В соответствии со ст. 65 ЗК РК собственники земельных участков и землепользователи не должны нарушать права других.

Согласно с. 164, 164-1 и 167 ЗК РК защита права собственности и права землепользования, возмещение убытков, истребование земельного участка из чужого незаконного владения, а также споры, вытекающие из земельных правоотношений, рассматриваются в судебном порядке в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РК и другими законодательными актами РК.

– В течение какого времени землепользователь должен использовать земельный участок?

– Согласно ст. 92 ЗК РК, а также Правилам предоставления прав на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, утвержденным приказом и. о. министра национальной экономики РК от 27.03.2015 г. № 225, срок и условия освоения земельного участка определяются местными исполнительными органами в зависимости от целевого назначения предоставляемого земельного участка и правового режима земель и отражаются в договорах купли-продажи или аренды.

Земельный участок, предоставленный для строительства объектов, необходимо использовать в течение трех лет со дня принятия решения о его предоставлении (если более длительный срок не предусмотрен ПСД). В случае его неосвоения такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном ст. 94 ЗК РК, за исключением земельного участка, находящегося в частной собственности граждан РК для индивидуального жилищного строительства.

В случаях если земельный участок для строительства индивидуального жилого дома предоставлен на праве землепользования на неподготовленных площадках, срок освоения исчисляется с момента обеспечения его соответствующей инженерной инфраструктурой.

Земельный участок, предоставленный для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, необходимо использовать в течение двух лет со дня принятия решения о его предоставлении. Если он не используется в течение двух лет подряд с момента первоначального выявления факта неиспользования, то также подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном ст. 94 ЗК РК. В эти периоды не включается время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению вследствие непреодолимой силы.

«Шығыс ақпарат»

Еще новости

Back to top button