Работа автобусных парков Усть-Каменогорска оказалась под угрозой срыва из-за спора перевозчиков с налоговиками. В Усть-Каменогорске специалисты Департамента госдоходов по ВКО доначислили 4,5 млрд тенге, которые транспортные компании должны срочно заплатить в бюджет. Финансовый скандал может привести к остановке общественного автотранспорта.
О ЧЕМ СПОР?
Огромная сумма сложилась даже не за год, а за последние пять лет. Все это время, по мнению налоговиков, крупные компании недоплачивали НДС и корпоративный подоходный налог. Нарушения возникли из-за того, что подрядчики напрямую заключали индивидуальные договоры с водителями автобусов, что и позволяло работать по упрощенной схеме ведения бизнеса. Несмотря на довольно серьезное нарушение, на данный момент никаких официальных обвинений в уклонении от уплаты налогов предприятиям пока не предъявлено.
– Эта проблема не сегодняшнего дня, она возникла уже давно, – комментирует ситуацию директор Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий. – По такой схеме работают многие автоперевозчики. Это не схема ухода от налогов, а допустимая норма снижения налоговой нагрузки.
В тарифе на автобусные и трамвайные перевозки в нашем городе не заложены НДС и КПН. Такая модель бизнеса позволяла не повышать проезд на автотранспорте. В противном случае стоимость билета на автобус сразу бы подскочила как минимум на 20 тенге, и проезд стоил бы 110 тенге.
Перевозчики словно чувствовали неладное и неоднократно поднимали этот спорный вопрос на общественных слушаниях и в акимате. Но, как сказал Игорь Шацкий, городские власти попросили руководство автопредприятий работать по-прежнему, то есть по упрощенной схеме, что позволило оставить цены на проезд на нынешнем уровне.
Директор Палаты предпринимателей назвал еще один механизм работы с автоперевозчиками, но он, к сожалению, себя не оправдал. В этом случае компании официально платят более высокий налог, но государство в свою очередь компенсирует им понесенные затраты собственными субсидиями. К примеру, если бизнесмен отдал в бюджет 500 млн тенге, ему возмещают 700 млн. Но, как выяснилось, такая практика экономически нецелесообразна. В этом случае убытки несет городская казна.
– Субсидии в данном случае себя не оправдали, – делится директор Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий. – Сейчас из 16 автоперевозчиков по Усть-Каменогорску под санкции попали шесть компаний. Аналогичная ситуация может сложиться в Семее и моногородах области. 4,5 млрд тенге – абсолютно неподъемная цифра для бизнесменов. Это приведет к их банкротству. Если не принять срочных мер, то ситуация грозит транспортным коллапсом.
ЭТО НЕ ЗАБАСТОВКА
Автоперевозчики со своей стороны готовы писать жалобы и опротестовать решение налоговиков. Ведь согласиться с требованием равнозначно тому, чтобы закрыть предприятия вовсе.
Директор ТОО «VoSca» Канат Калелов считает, что выплатить такую сумму перевозчики не смогут. Тем более за такой большой период – пять лет.
– В январе 2017 года мы обжаловали результаты проверки ДГД по ВКО в комитете Министерства финансов, но ответа на наше письмо до сих пор не получили. В течение года нам не могут ответить. Какую статью Налогового кодекса мы нарушили? Ни один представитель Налогового комитета не может нам сказать, – комментирует Канат Калелов. – Все ссылаются на Закон «О транспорте». Но Закон «О транспорте» – это не прерогатива налоговой службы.
По словам Каната Калелова, в рассмотрении тарифов на проезд Налоговый комитет также принимает участие. Но ни одной претензии, ни одного возражения со стороны специалистов ДГД по ВКО о том, что НДС и КПН не включены в тариф, не было. И, по словам руководителя предприятия, в тарифах эти налоги никогда не учитывались.
– 15 лет мы работаем по этой схеме. Через 15 лет нам «выкатывают», что мы неправильно работаем. Мы не сможем заплатить такую сумму в бюджет, так как она не была заложена (в тариф). Это раз. Во-вторых, кто-то говорит, что мы остановимся. Мы не хотим, останавливаться. Мы просто вынуждены это сделать, – продолжает разговор Канат Калелов. – В Налоговом комитете есть свои инструкции, которые его специалисты должны применить по отношению к нам: арестовать все счета, расходные операции приостановить, кассу арестовать. Как мы будем работать? Мы физически не сможем выехать на линии. Это не забастовка, не протест. Налоговый комитет исполняет свои обязательства, в результате чего мы должны остановиться.
К слову, по расчетам перевозчика, если бы НДС и КПН учитывались при формировании тарифа, то проезд в Усть-Каменогорске стоил бы на 32% больше, то есть 120-130 тенге.
Текущая ситуация может повлиять и на программу обновления парка автобусов. Был заключен меморандум с акиматом, в котором указывалось, что каждый год транспортные компании должны покупать новые автобусы. Например, компания «VoSca» за последние пять лет приобрела 58 новых автобусов. Но в 2017 году программа была приостановлена. Из-за тяжбы с налоговиками арестовано имущество перевозчиков, а значит, банки не выдают им кредиты.
ЧТО БУДЕТ?
Специалисты Департамента госдоходов по ВКО не смогли объяснить журналистам, какую именно статью налогового законодательства нарушили перевозчики. Вот какую информацию нам удалось получить в ДГД по ВКО.
«4,5 млрд тенге – это в совокупности сумма налога и пени. Она доначислена по результатам проведенных налоговых проверок в соответствии со сведениями, представленными уполномоченным органом по результатам объемов реализованных билетов. Нарушены нормы законодательства по определению налоговых обязательств. В ходе проверок были истребованы с уполномоченных органов данные. Перевозчиками представлены договоры совместной деятельности с ИП. Однако в соответствии с законодательством договоры с уполномоченным органом не предоставляют право передачи обслуживания маршрутов, поэтому данные договоры не были приняты во внимание в ходе проверки», – сообщила главный специалист отдела аудита управления аудита Департамента госдоходов по ВКО Нургуль Омарбекова.
На вопрос, каковы будут дальнейшие действия налоговиков, она ответила:
– Жалобы поданы, это установлено нормами налогового законодательства. До рассмотрения жалоб налоговый орган не предъявляет счета к оплате. Впоследствии налоговый орган может взыскать данную сумму, если по результатам обжалования решение будет вынесено в пользу налогового органа. В данный момент мы будем ждать.
И мы будем ждать. От того, какое решение примут наверху, зависит дальнейшая судьба автобусного движения в Усть-Каменогорске. Следите за информацией в газете и на нашем сайте altaynews.kz.
P.S. Напомним, накануне Нового года похожая ситуация сложилась и в трамвайном парке города. Энергетики пригрозили отключить его за долги от электричества. Ситуацию удалось разрешить благодаря вмешательству городского акима Куата Тумабаева.
Дмитрий Крюкович, Ирина Осипова
Фото Дмитрия Франчука