Кондуктор, нажми на тормоза

Ситуацию с общественным транспортом в Семее усложняют недобросовестные водители автобусов.

Кондуктор, нажми на тормоза

Водители нескольких городских автобусных маршрутов не выходят на линию, тем самым срывая график пассажирских перевозок. О масштабах проблемы, ее причинах, а также предпринимаемых исполнительными органами мерах в ходе отчетной встречи рассказал аким Семея Ермак Салимов.

– Из 12 автобусов первого маршрута на линию вышел всего один, – прокомментировал текущую ситуацию Ермак Салимов. – Из шести автобусов восемнадцатого маршрута – два. По плану должно работать восемь автобусов двадцать шестого маршрута, вышло четыре. Автобусы пятьдесят второго и пятьдесят пятого маршрутов вообще не вышли в рейс.

Аналогичная картина отслеживается с 20 января, именно с этого дня в общественном транспорте был введен дифференцированный тариф оплаты за проезд, с этого момента во всех автобусах в полном объеме заработала система электронного билетирования. Однако такое новшество пришлось не по вкусу отдельным водителям, привыкшим работать по старинке, за наличный расчет. Они решили отказаться от взятых обязательств, тем самым создав очередной коллапс в сфере пассажирских перевозок.

– Эти водители сегодня заявляют, что не будут работать по системе электронного билетирования, – сообщил аким Семея. – Приводят свои аргументы, но, по сути, это нежелание показывать свою доходно-расходную составляющую. Применение электронного билетирования делает прозрачной информацию о том, сколько произведено транзакций, каким был пассажиропоток, сколько перевозчик заработал. С внедрением цифровых технологий перевозчики начали отчислять налоги в бюджет. И немалые. Раньше такого не было. Именно таким переменам и противятся отдельные водители.

Все, кто не вышел на линию, относятся к числу так называемых частных перевозчиков. Согласно прошедшим конкурсным процедурам они обслуживают маршрутные рейсы, закрепленные за ТОО «Таксомоторный парк». Как сказал Ермак Салимов, меры в отношении недобросовестных водителей будут приняты и работа общественного транспорта в ближайшее время стабилизируется.

– Вспомните ситуацию с «Газелями», – напомнил он. – Неоднократно встречался с водителями этих маршрутов. Было недовольство, споры, крики, но мы смогли все это преодолеть и внедрить новую маршрутную сеть, выпустить новые автобусы, ввести систему электронного билетирования, создать определенный порядок. Сможем преодолеть трудности и в этой ситуации. Конечно, потребуется время, поддержка общественности и СМИ.

Как было отмечено, город не намерен отказываться от взятого курса на цифровизацию – система электронного билетирования продолжит работу в общественном транспорте. Однако скорого заполнения пустующих маршрутов пока не предвидится, поэтому семейчан просят с пониманием отнестись к возникшей ситуации и набраться терпения.

Флора Левина

Семей

Ответить

Кондуктор, нажми на тормоза

Кондуктор, нажми на тормоза

Работа автобусных парков Усть-Каменогорска оказалась под угрозой срыва из-за спора перевозчиков с налоговиками. В Усть-Каменогорске специалисты Департамента госдоходов по ВКО доначислили 4,5 млрд тенге, которые транспортные компании должны срочно заплатить в бюджет. Финансовый скандал может привести к остановке общественного автотранспорта.

О ЧЕМ СПОР?

Огромная сумма сложилась даже не за год, а за последние пять лет. Все это время, по мнению налоговиков, крупные компании недоплачивали НДС и корпоративный подоходный налог. Нарушения возникли из-за того, что подрядчики напрямую заключали индивидуальные договоры с водителями автобусов, что и позволяло работать по упрощенной схеме ведения бизнеса. Несмотря на довольно серьезное нарушение, на данный момент никаких официальных обвинений в уклонении от уплаты налогов предприятиям пока не предъявлено.

– Эта проблема не сегодняшнего дня, она возникла уже давно, – комментирует ситуацию директор Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий. – По такой схеме работают многие автоперевозчики. Это не схема ухода от налогов, а допустимая норма снижения налоговой нагрузки.
В тарифе на автобусные и трамвайные перевозки в нашем городе не заложены НДС и КПН. Такая модель бизнеса позволяла не повышать проезд на автотранспорте. В противном случае стоимость билета на автобус сразу бы подскочила как минимум на 20 тенге, и проезд стоил бы 110 тенге.

Перевозчики словно чувствовали неладное и неоднократно поднимали этот спорный вопрос на общественных слушаниях и в акимате. Но, как сказал Игорь Шацкий, городские власти попросили руководство автопредприятий работать по-прежнему, то есть по упрощенной схеме, что позволило оставить цены на проезд на нынешнем уровне.

Директор Палаты предпринимателей назвал еще один механизм работы с автоперевозчиками, но он, к сожалению, себя не оправдал. В этом случае компании официально платят более высокий налог, но государство в свою очередь компенсирует им понесенные затраты собственными субсидиями. К примеру, если бизнесмен отдал в бюджет 500 млн тенге, ему возмещают 700 млн. Но, как выяснилось, такая практика экономически нецелесообразна. В этом случае убытки несет городская казна.

– Субсидии в данном случае себя не оправдали, – делится директор Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий. – Сейчас из 16 автоперевозчиков по Усть-Каменогорску под санкции попали шесть компаний. Аналогичная ситуация может сложиться в Семее и моногородах области. 4,5 млрд тенге – абсолютно неподъемная цифра для бизнесменов. Это приведет к их банкротству. Если не принять срочных мер, то ситуация грозит транспортным коллапсом.

ЭТО НЕ ЗАБАСТОВКА

Автоперевозчики со своей стороны готовы писать жалобы и опротестовать решение налоговиков. Ведь согласиться с требованием равнозначно тому, чтобы закрыть предприятия вовсе.

Директор ТОО «VoSca» Канат Калелов считает, что выплатить такую сумму перевозчики не смогут. Тем более за такой большой период – пять лет.

– В январе 2017 года мы обжаловали результаты проверки ДГД по ВКО в комитете Министерства финансов, но ответа на наше письмо до сих пор не получили. В течение года нам не могут ответить. Какую статью Налогового кодекса мы нарушили? Ни один представитель Налогового комитета не может нам сказать, – комментирует Канат Калелов. – Все ссылаются на Закон «О транспорте». Но Закон «О транспорте» – это не прерогатива налоговой службы.

По словам Каната Калелова, в рассмотрении тарифов на проезд Налоговый комитет также принимает участие. Но ни одной претензии, ни одного возражения со стороны специалистов ДГД по ВКО о том, что НДС и КПН не включены в тариф, не было. И, по словам руководителя предприятия, в тарифах эти налоги никогда не учитывались.

– 15 лет мы работаем по этой схеме. Через 15 лет нам «выкатывают», что мы неправильно работаем. Мы не сможем заплатить такую сумму в бюджет, так как она не была заложена (в тариф). Это раз. Во-вторых, кто-то говорит, что мы остановимся. Мы не хотим, останавливаться. Мы просто вынуждены это сделать, – продолжает разговор Канат Калелов. – В Налоговом комитете есть свои инструкции, которые его специалисты должны применить по отношению к нам: арестовать все счета, расходные операции приостановить, кассу арестовать. Как мы будем работать? Мы физически не сможем выехать на линии. Это не забастовка, не протест. Налоговый комитет исполняет свои обязательства, в результате чего мы должны остановиться.

К слову, по расчетам перевозчика, если бы НДС и КПН учитывались при формировании тарифа, то проезд в Усть-Каменогорске стоил бы на 32% больше, то есть 120-130 тенге.

Текущая ситуация может повлиять и на программу обновления парка автобусов. Был заключен меморандум с акиматом, в котором указывалось, что каждый год транспортные компании должны покупать новые автобусы. Например, компания «VoSca» за последние пять лет приобрела 58 новых автобусов. Но в 2017 году программа была приостановлена. Из-за тяжбы с налоговиками арестовано имущество перевозчиков, а значит, банки не выдают им кредиты.

ЧТО БУДЕТ?

Специалисты Департамента госдоходов по ВКО не смогли объяснить журналистам, какую именно статью налогового законодательства нарушили перевозчики. Вот какую информацию нам удалось получить в ДГД по ВКО.

«4,5 млрд тенге – это в совокупности сумма налога и пени. Она доначислена по результатам проведенных налоговых проверок в соответствии со сведениями, представленными уполномоченным органом по результатам объемов реализованных билетов. Нарушены нормы законодательства по определению налоговых обязательств. В ходе проверок были истребованы с уполномоченных органов данные. Перевозчиками представлены договоры совместной деятельности с ИП. Однако в соответствии с законодательством договоры с уполномоченным органом не предоставляют право передачи обслуживания маршрутов, поэтому данные договоры не были приняты во внимание в ходе проверки», – сообщила главный специалист отдела аудита управления аудита Департамента госдоходов по ВКО Нургуль Омарбекова.

На вопрос, каковы будут дальнейшие действия налоговиков, она ответила:

– Жалобы поданы, это установлено нормами налогового законодательства. До рассмотрения жалоб налоговый орган не предъявляет счета к оплате. Впоследствии налоговый орган может взыскать данную сумму, если по результатам обжалования решение будет вынесено в пользу налогового органа. В данный момент мы будем ждать.

И мы будем ждать. От того, какое решение примут наверху, зависит дальнейшая судьба автобусного движения в Усть-Каменогорске. Следите за информацией в газете и на нашем сайте altaynews.kz.

P.S. Напомним, накануне Нового года похожая ситуация сложилась и в трамвайном парке города. Энергетики пригрозили отключить его за долги от электричества. Ситуацию удалось разрешить благодаря вмешательству городского акима Куата Тумабаева.

Дмитрий Крюкович, Ирина Осипова
Фото Дмитрия Франчука

Ответить