Общество

Кому в Украине жить хорошо, или Почему мне не хочется возвращаться на мою историческую родину?

Украинские черноземы всегда считались лучшими в мире. Недаром во время Великой Отечественной войны немцы вывозили в свой фатерланд украинскую чудо-землицу эшелонами. Но земле, как известно, нужен хозяин, в совершенстве владеющий всеми агротехническими приемами, имеющий технику и возможность перерабатывать плоды своего труда прямо на месте. Похоже, таких людей в украинском селе все меньше и меньше.

Кому в Украине жить хорошо, или Почему мне не хочется возвращаться на мою историческую родину?

Нищета и маета украинского села

Как гласит статистика, за годы независимости в Украине полностью исчезло с карты около 360 сел. То есть ежегодно прекращали свое существование по 17-18 населенных пунктов. Многие села и сегодня находятся под угрозой исчезновения. И все потому, что в сельской местности народ обнищал до крайности, к тому же в селе сегодня практически нет предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.

Семьи моей сестры Аллы и племянницы Ирины живут в селе Дудчаны, что на Херсонщине. Большое красивое село расположено на берегу Каховского водохранилища в 42-х километрах от районного центра – города Берислава. Через село проходит автострада, соединяющая восток Украины (Донецк, Днепропетровск, Запорожье) с Крымом.
В советское время здесь был крепкий колхоз-миллионер, который занимался выращиванием зерновых и бахчевых культур, овощей и винограда, культивировал разведение крупного рогатого скота молочного направления, а также свиней, овец и птицы.

В селе проживало более трех тысяч человек, был свой Дворец культуры, крытый физкультурный комплекс и стадион, средняя школа, почта, быткомбинат, два фельдшерско-акушерского пункта (ФАП), несколько маслобоен, мельниц, пекарен и другие объекты сферы услуг. Село было газифицировано, обеспечено центральным водоснабжением.

Сегодня здесь нет и половины из вышеперечисленных объектов жизнеобеспечения и благ цивилизации. Один ФАП закрыли, второй работает от случая к случаю. Дворец культуры пустует, в нем функционирует лишь библиотека, да и то – только летом. От стадиона осталось лишь футбольное поле, красивый парк из лип и каштанов в центре села вырубили (поскольку уголь дорог, тонна этого топлива стоит примерно 3-5 тыс. гривен, а с дровами в степи, как известно, туго), пекарня, маслобойки и мельница не работают, водопроводная сеть функционирует лишь частично.

Работы в селе нет, есть одно крупное фермерское хозяйство братьев Даниленко, но всех односельчан обеспечить работой они все равно не могут. Большая часть жителей села живут за счет подсобных хозяйств (держат в основном птицу) и садов-огородов. Молодежь ездит на заработки в близлежащие города – Берислав, Каховку, Никополь, но и там их заработки невелики, много ли заработаешь на разовых заказах и торгово-посреднической деятельности.

А открыть свое предприятие на селе – задача неразрешимая. Во-первых, практически ни у кого нет первоначального капитала, получить кредит весьма сложно, а во-вторых, много сил, нервов и опять же денежных средств отнимает оформление бумаг и разрешительных документов на открытие собственного предприятия.

– Мы пробовали разводить птицу, – рассказывает Василь, муж моей племянницы Ирины, – с большим трудом взяли небольшой кредит, закупили кур-бройлеров, гусей и уток, с горем пополам их выкормили, но когда дело дошло до реализации, все пошло прахом. Местные перекупщики, с которыми была договоренность о закупе птицы, вдруг передумали ее покупать, пришлось продавать оптом в город, в результате прибыли никакой, еле-еле с кредитом рассчитались. Вот была бы переработка птицы и другой сельхозпродукции у нас в селе – совсем другое дело…

Мысль Василя подтверждают и братья Даниленко.

– Наше хозяйство специализируется на выращивании зерновых – озимой и яровой пшеницы, кукурузы и подсолнечника, – поясняет старший из братьев Сергей. – К сожалению, зерно мы вынуждены сдавать государству по фиксированной цене, поскольку перекупщики дают еще меньше, а своих перерабатывающих мощностей пока нет.

Крепко могло бы помочь селу и строительство животноводческих комплексов, предприятий по переработке фруктов и овощей, других объектов перерабатывающей промышленности (мясной, молочной и так далее), только кто их строить будет? У таких, как мы, мелких фермеров, лишней копейки нет.

…После всего увиденного и рассказанного грустно как-то стало на душе. Не с такой Украиной я расставался 27 лет назад, не такой хотел ее нынче увидеть. Да, у нас в Казахстане тоже в деревне не мед, трудиться нужно в поте лица, чтобы на хлеб с молочком заработать, однако казахстанские фермеры живут все же побогаче, посвободнее, поувереннее. Да и государство не оставляет сельчан один на один со своими проблемами: и кредиты им дает, и субсидиями хлеборобов и животноводов обеспечивает регулярно.

Может быть, именно по этой причине – крайне тяжелого положения в экономике страны, особенно в сельском хозяйстве, – украинцы и тянутся к Европе, надеясь на то, что там их поймут и помогут. Только надежды все эти, скорее всего, напрасны.

Что предлагает Украине Евросоюз?

Надо сказать, что Украина – не первая страна, идущая на ассоциацию с Европейским Союзом.

Существует несколько вариантов соглашения об ассоциации с ЕС.

Соглашения о стабилизации и ассоциации подразумевают твёрдое намерение этих стран в будущем присоединиться к Евросоюзу. В договорённостях ЕС с каждым из этих государств прописаны общие права и обязанности, суть которых состоит в том, что они постепенно создают с ЕС зону свободной торговли, а также проводят политические реформы, нацеленные на принятие европейских стандартов.

Другой тип договоренностей, предоставляющий перспективу членства в ЕС, – это так называемые европейские соглашения.

Есть тут, правда, одно маленькое «но». Как отмечают многие западные эксперты, исходя из так называемых Копенгагенских критериев, а именно – приверженность принципам свободы и демократии, независимость судебной системы, уважение прав национальных и других меньшинств, развитая экономика, Украина не соответствует ни одному из этих требований. Тем не менее, Евросоюз планирует подписать Соглашение с Украиной.

В чём же истинная причина такого интереса? Объяснение простое – в Украине имеются обширные территории, большие запасы угля и других полезных ископаемых. Украина привлекает как рынок сбыта европейских товаров, учитывая, что из-за кризиса потребление в самих странах еврозоны снизилось. Страна имеет большие площади сельскохозяйственных угодий и занимает второе место по производству продуктов питания. Что касается выходцев из Украины, то сейчас труд украинцев, выехавших в страны ЕС после распада СССР, оплачивается в три-четыре раза ниже, чем труд граждан этих стран. А сближение с Украиной даст возможность использовать дешевую рабочую силу на предприятиях ЕС, не вывозя их непосредственно в Европу.

Не вывозя в ЕС потому, что европейцы уже сейчас недовольны ростом украинского населения в их государствах. Со страниц многих европейских газет уже неоднократно звучала мысль о том, что европейцев крайне беспокоит «дырявая граница» с восточными соседями, не говоря уже о последствиях миграционных потоков после сближения с Украиной.
Во всяком случае, никто в ЕС не воспринимает украинскую диаспору, особенно последнюю волну, как равных себе людей.

Как живут украинцы в странах ЕС?

По количеству трудовых мигрантов Украина занимает пятое место в мире, и, по оценке независимых журналистов, выходцы из Украины, а также из Польши, Марокко и других арабских и постсоветских стран рассматриваются в странах ЕС как люди «второго сорта».

Положение украинских мигрантов в Италии также бесправно, нередки случаи отказов в выплатах, увольнений и так далее. В основном они заняты здесь в качестве домашней прислуги. Обычной ситуацией является ненормированный рабочий день, несоблюдение техники безопасности, выполнение опасных для здоровья работ, связанных с риском для жизни и здоровья, несвоевременная и неполная выплата заработной платы. Гастарбайтеры выполняют преимущественно низкооплачиваемую работу, которая не требует высокой квалификации. Многие работают нелегально, оставаясь практически бесправными и незащищенными.

Возникает вопрос, почему руководство Всемирного украинского конгресса, которое недавно встречалось с президентом Украины Виктором Януковичем, вместо того, чтобы поставить на вид странам ЕС ситуацию с выходцами из Украины в той же Испании, Италии, Польше или Чехии, активно агитирует за вступление Украины в ЕС? Ведь уже сейчас за пределами Украины находится почти полтора миллиона граждан этой страны. А сколько живут там нелегально, в нечеловеческих условиях?

И что даст Украине и украинцам вступление в ЕС? Это изменит отношение к ним в странах ЕС? Вряд ли. Им создадут равные условия? Нет. В Украине уровень жизни станет, как в Германии и не надо будет покидать страну? Этого тоже не будет. Вывод, исходя из всего сказанного выше, однозначен: украинцам стоит крепко подумать, прежде чем бежать сломя голову в Евросоюз. Другими словами – стоит ли рваться туда, где вас никто не ждет и никто не уважает!

Владимир Минченко

Еще новости

Общество

Кому в Украине жить хорошо, или Почему мне не хочется возвращаться на мою историческую родину?

У каждого человека есть свой родной край, куда хочется все время вернуться. Почему это место так тянет к себе? Почему многие тоскуют о нем на чужбине? Наверное потому, что знакомство с окружающим миром происходило именно здесь, где и небо выше, и солнце ярче, и вода вкуснее.

Кому в Украине жить хорошо, или Почему мне не хочется возвращаться на мою историческую родину?Помните, как в песне Юрия Антонова:

В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья…

Так получилось, что на своей исторической родине, где прошли мои детство и юность, я не был долгих 27 лет. И вот я снова в родных местах, которые пахнут не ромашкой, а полынью и чабрецом, и где действительно бездонное небо и необъятная степь, на просторах которой когда-то так сладко дышалось и спокойно жилось. Увы, это было давно и, как вдруг оказалось, при непосредственном соприкосновении с родной стороной, сегодня здесь все по-другому…

Мы здесь чужие, не свои

Реалии нынешней Украины сразу же опускают нас с небес на землю. Строгая проверка вещей и документов на таможне, неприятные вопросы пограничников типа: «К кому направляетесь, с какой целью, есть ли родственники на территории страны, как долго будете у них гостить?» и так далее, заполнение миграционных карт и прочие формальности сразу же дают понять, что ты здесь давно уже «не свой, а чужой».

…В Харьков мы прибыли ночью. Автовокзал не понравился, маленький, тесный, грязный, совсем не соответствующий второму по величине городу в стране, к тому же бывшей столице Украины. Как ни странно, вокруг звучала больше русская речь, с экрана телевизора опять же по-русски известный в России политический обозреватель Дмитрий Киселев что-то говорил про плюсы и минусы вхождения Украины в Евросоюз.

Кстати, эта тема очень популярна среди украинцев, о ней рассуждают и стар и млад, мнений на этот счет великое множество, но удивительно было слышать, как обозреватель зарубежного телевизионного канала «Россия-1» откровенно пугал украинцев Европой и в то же время в радужных тонах рисовал перспективы Украины после вступления в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном. Что поделаешь, издержки так называемой «демократии без тормозов», что вряд ли было бы возможно в Казахстане. Впрочем, об этом чуть позже.

Ознакомиться с достопримечательностями Харькова мы не успели. Нужно было спешить в город Запорожье, где меня ждали мои сестры и племянники.

Дороги, по которым лучше летать

Из окна автобуса много не увидишь, за стеклом мелькали пригороды большого промышленного города, а также многочисленные сосновые леса (здесь они очень похожи на корабельный мачтовый лес под Воронежем, из которого Петр I в свое время построил первый российский флот).

Земли под Харьковом плодородные, частные домостроения на каждом шагу, многие из которых больше похожи на дворцы. Из этого можно сделать вывод, что в Харьковской области живут совсем не бедные люди, чего не скажешь о юге Украины.

Чем ближе к Запорожью, тем пустынней становится пейзаж, степь постепенно вытесняет лес, его сменяют редкие лесопосадки, рядом с которыми, как правило, и располагаются многочисленные села, по внешнему виду вполне обычные. Хуже становятся и дороги, латанные-перелатанные, живого места на них нет.

Забегая вперед, поясню (со слов одного из предпринимателей, с которым ехали рядом в автобусе и фирма которого занимается в Херсонской и Запорожской областях строительством и ремонтом дорог), что столь бедственное состояние транспортной инфраструктуры объясняется жадностью чиновников, которые во всем прежде всего видят свой личный интерес.

– Система поборов и «откатов» это, конечно, не наше изобретение, – говорит мой собеседник, – но в Украине она приняла совершенно уродливые формы. Взятки, наверное, берут и в России, и в Казахстане, но, тем не менее, дороги там на порядок лучше, и ремонт не «липовый», а настоящий. Мое предприятие недавно в одном южном городе реконструкцию двух центральных улиц делало, тендер я выиграл, и сразу же 25 процентов от суммы у меня забрали. Спрашиваю: «Как же мне строить, денег-то в обрез?». Мэр отвечает: «Уменьшай дорожное полотно сантиметров на пять, вот и выйдешь из положения»…

Зарплата не может угнаться за ценами

В Запорожье я никогда не был – ни в далекой юности, ни позже, когда изредка приезжал в Украину. Поэтому экскурсия, которую устроили нам с женой сестры, была очень полезной и поучительной.

Если говорить об истории возникновения этого города, то все началось в конце XVIII века, когда земли так называемого Дикого Поля вошли в состав Российской империи. В 1770 году здесь была заложена Александровская крепость – форпост в русско-турецкой войне, которая переросла к 1806 году в город Александровск, уездный город Екатеринославской губернии. Кстати, кое-кто из ученых предлагает считать датой рождения города 1552 год – дату сооружения князем Байдой-Вишневецким (первым гетманом Украины и основателем Запорожской Сечи, как считают некоторые историки) крепости на острове Хортица, который, как известно, был некогда главным местом Запорожской Сечи – оплота казачества. В 1921 году Александровск был переименован в Запорожье, в 1923-м стал центром только что образованного Запорожского округа, в 1939 году получил статус главного города вновь образованной Запорожской области.

Сегодня Запорожье – крупный административный, культурный и промышленный центр юга Украины с почти миллионным населением. В городе около 1500 проспектов, улиц, переулков, площадей, парков и скверов. Проспект Ленина – одна из самых протяженных магистралей в Европе. Она начинается у железнодорожного вокзала и, пересекая весь город, заканчивается возле стен ДнепроГЭСа. Хортица – самый большой остров на Днепре: его длина составляет двенадцать километров, общая площадь – около трех тысяч гектаров.

К сожалению, для знакомства со всеми достопримечательностями Запорожья было очень мало времени. К тому же не повезло с погодой – весь конец сентября и начало октября было холодно и ветрено, как говорится, не до прогулок.
Не вдохновили в Запорожье и цены на промышленные и продовольственные товары (по сравнению с Усть-Каменогорском на 50-70 процентов выше). Как пояснила мне сестра Наташа, Запорожье, Харьков и Киев очень «дорогие» города, что, возможно, связано с высоким промышленным потенциалом этих мегаполисов и, как следствие, высоким уровнем жизни.

Если говорить честно, это утверждение не выдерживает никакой критики. В подтверждение информация с одного из украинских сайтов, посвященная текущему развитию Запорожской области:

«В то время, когда руководство страны рапортует о росте производства, несколько крупных заводов Запорожья объявили об остановке и увольнении сотрудников. Прежде всего речь идет о Запорожском алюминиевом комбинате, на котором в былые времена работало до 8000 сотрудников. В лучшие годы предприятие выпускало около ста тысяч тонн алюминия, но сейчас на комбинате о производстве не говорят. Еще в 2008 году цена электроэнергии для комбината стала слишком высока, а производство алюминия – убыточным. В том же году на заводе начали планомерно сворачивать производство. Предприятию хватило трех лет, чтобы дойти до полной остановки и оставить трудиться около 500 человек, да и то – в качестве охраны.

Кризис последних лет настиг не только это предприятие, но и всю промышленность Запорожья. Только в прошлом году в городе потеряли работу как минимум 3,5 тысячи человек. Все они – рабочие запорожских заводов. Самыми первыми городские центры занятости посетили ферросплавщики. О проблемах на Запорожском заводе ферросплавов заявили еще в 2011 году, когда завод перевели на более дорогой второй класс потребления электроэнергии, который сделал производство ферросплавов нерентабельным.

Кризис отразился не только на отрасли ферросплавов. В Запорожье полным ходом говорят об остановке других крупнейших предприятий промышленности.

На биржу труда вскоре могут отправиться представители другого промышленного гиганта – «Днепроспецстали». На этом заводе еще в 2001 году трудилось 9660 сотрудников. Сейчас их чуть более шести тысяч. На очереди новое
25-процентное сокращение.

Не лучшие времена наступают и для сотрудников другого запорожского промышленного «монстра» – АвтоЗАЗа. Хотя его владелец (Тариэл Васадзе) близок к нынешней власти (вступил в Партию Регионов в 2011 году), вести бизнес ему совсем непросто. В России в прошлом году приняли новый закон, по которому со всех экспортеров машин будут взимать новый сбор – за утилизацию машин. Его нужно платить сразу при ввозе транспорта на территорию России.

Такой новый сбор ставит под вопрос экспорт АвтоЗАЗом своих автомобилей в соседнюю страну. Хотя до недавнего времени Россия была основным рынком сбыта запорожских машин. На заводе уже значительно сократили производство автомобилей.

Наряду с частными, гибнут запорожские предприятия, которые находятся в государственной собственности. На таких заводах систематически накапливаются долги по заработной плате, а сами они являются убыточными. Так, по информации пресс-службы прокуратуры, в Запорожской области на 20 предприятиях госсобственности сегодня не платят зарплату. В том числе на таких некогда известных всему миру заводах, как «Радиоприбор», «Искра», «Кремний полимер». Убыток последнего только в первом полугодии прошлого года составил около 13 миллионов гривен (около 250 млн тенге). А долг по зарплате более восьми миллионов (почти 150 млн тенге). (Одна гривна по сегодняшнему курсу – примерно 18,6 тенге, – прим. автора).

Сворачивание производства ведет не только к сокращению персонала, но и к урезыванию заработной платы рабочих.
В прошлом году, к примеру, на Запорожском автомобилестроительном заводе произошел анекдотичный случай.

Премьер-министр Украины Николай Азаров решил пообщаться с рабочими. Во время беседы он заявил, что средняя заработная плата в Украине составляет 3,5 тысячи гривен (около 65 тыс. тенге), чем вызвал смех у присутствующих. Глава правительства удивился такой реакции и поинтересовался у людей, сколько они зарабатывают.

Один из рабочих сообщил премьеру, что его зарплата составляет 1,5 тысячи гривен (примерно 28 тыс. тенге)».

…После этой информации я уже не был удивлен весьма скромному уровню жизни моих сестер. Кстати, обе они имеют высшее образование. Младшая, Наташа, окончила Ивановский химико-технологический институт (инженер лакокрасочного оборудования), специальность ее в Запорожье не востребована, трудится в областной администрации, получает за свои немалые труды (иной раз по 12 и более часов в сутки) около двух тысяч гривен. Старшая, Алла, хотя и на пенсии, работает в сельской школе, педагог с высшей категорией, ее пенсия – 1100 гривен, примерно столько же составляет зарплата учительницы. А ведь украинское село – это не город, здесь жизнь намного труднее и беспросветнее. В этом я смог убедиться, когда приехал в гости к моим сельским родственникам.

Владимир Минченко

(Продолжение в следующей «толстушке»)

Еще новости

Back to top button