Коммунальное чтиво
Если составлять рейтинг жалоб от наших читателей, то на первое место, без сомнения, выйдут обращения по жилищно-коммунальным вопросам.
Собственники жалуются на плохую работу КСК, председатели кооперативов в свою очередь говорят о долгах владельцев квартир, которые «тормозят» работу. При этом у каждого своя правда. Как перейти от бесконечных разборок к конструктивным решениям? Об этом сегодня говорим с председателем Ассоциации КСК Усть-Каменогорска Гульнар Абишевой.
– Обратились к нам жители одной из многоэтажек Усть-Каменогорска. Проблема не частная, скорее, она типична для большинства домов. Протекает кровля, притом не первый год. Этой весной на площадке верхнего этажа затопило стены, вода попала на проводку, случилось короткое замыкание. Дальше тянуть с ремонтом крыши никак нельзя. Несмотря на неоднократные обращения, помощи от КСК нет – ни в проведении текущего ремонта аварийной кровли, ни в сборе целевых взносов на капремонт. Люди, недовольные работой КСК, хотели бы уволить председателя или вообще выйти из КСК. Как это сделать?
– Любой дом может в любой день выйти из состава КСК. И ни один председатель не может помешать жильцам в осуществлении такого плана. Сейчас никаких проблем с этим нет. В законе «О жилищных отношениях» механизм выхода из КСК прописан очень четко.
Необходимо составить протокол собрания, на котором собственники квартир решили бы, что нужно выйти из КСК и создать свою форму правления или перейти в другой кооператив. Что нужно сделать при этом? После выхода из КСК люди должны сразу решить, в какую организацию они пойдут. Или, возможно, сами оформят регистрацию КСК в своем доме. В первую очередь нужно определить ответственного за этот дом, человека нужно назначить приказом правления.
Старший по дому должен заключить договоры с коммунальными службами – АО «Усть-Каменогорские тепловые сети», ТОО «Шыгыс-энерготрейд», КГП «Өскемен Водоканал». Ведь коммунальное хозяйство – это объект повышенной опасности, в подвале, на техэтажах сети тепло- и водоснабжения, электрическое оборудование. Его нужно содержать в нормальном техническом состоянии, готовить к отопительному сезону.
– А если пойти в другой КСК? Как его выбрать? Есть ли какой-то рейтинг кооперативов в Усть-Каменогорске?
– Да, это право жильцов. Рейтинг КСК Усть-Каменогорска опубликован на сайте отдела жилищных отношений города (kdmyk.kz). Этот список составлен исходя их оценок собственников квартир, которые прошли регистрацию на сайте. Поэтому рейтинг основан на субъективных оценках. А значит, нередко ключевую роль может сыграть человеческий фактор.
Если собственнику квартиры 10 лет все нравилось в плане благоустройства и сервиса, то при первой же проблеме он придет с жалобой. И если его не удовлетворит реакция председателя КСК или его ответ, он будет продолжать жаловаться в другие инстанции. Имеет право. К сожалению, коммунальная сфера сама по себе конфликтная, люди приходят только когда им плохо.
– Нередко приходится слышать от председателей КСК о том, что часть запланированных работ по тому или иному дому не удается выполнить просто потому, что на это нет денег. Люди не платят по счетам за КСК, с некоторыми приходится судиться. Неужели эта ситуация аналогична во всех КСК?
– Задолженность есть практически в каждом кооперативе. Ее размер в среднем от 3 до 10 млн тенге по КСК (в зависимости от количества домов, входящих в кооператив). Сразу скажу, это сумма немаленькая. Лучше брать в расчет такой показатель. В Усть-Каменогорске каждый собственник квартиры имеет задолженность за услуги КСК за три месяца. Это средняя цифра, выведенная с учетом добросовестных жильцов и собственников квартир, которые не платят годами. Действительно приходится судиться с ними.
А что касается объема работ по каждому дому, то нужно учитывать, что сам тариф у нас не такой уж большой. В среднем 25-28 тенге с квадратного метра, максимум – 32 тенге. На эти деньги не сильно-то разбежишься. Я имею в виду проведение каких-то капитальных ремонтов и т. д. Этих денег хватает только на содержание дома, его подготовку к отопительному сезону.
– Если вернуться к многострадальному вопросу о крыше. Несколько лет назад на законодательном уровне решался вопрос о необходимости открытия для каждого дома специального накопительного счета для сбора целевых взносов на капремонт. Вот если бы этот пункт закона был рабочим, возможно, проблема бы не стояла так остро. Нужен ремонт кровли? Сняли общие деньги со счета и отремонтировали. Или норма так и не заработала?
– Да, этот вопрос был прописан в законе «О жилищных отношениях» при внесении изменений. Однако на деле норма так и не стала рабочей. Согласно закону каждый дом должен иметь накопительный счет в банке. Размер взносов немаленький – 0,02 МРП с квадратного метра (48,1 тенге в 2018 году – прим. автора).
Например, владелец квартиры площадью 60 квадратов помимо основной платы в КСК каждый месяц должен отчислять около трех тысяч тенге на этот счет. И при этом нужно понимать, что именно сейчас за эти деньги никакую услугу собственник не получает. Ведь согласно закону снимать средства с накопительного счета можно только через пять лет.
Нормы закона о накопительных счетах кондоминиумов вызывают массу вопросов. Например, где гарантия, что деньги, аккумулируемые на накопительных счетах, будут защищены от инфляции? Ведь в банке проценты на них не начисляют, эти счета не относятся к депозитам. Наоборот, банк снимает ежемесячно комиссию. Не получится ли так, что через пять лет накопленная сумма значительно умень-
шится?
Мы проводили собрание в своем КСК, объясняли людям, что сейчас по закону они обязаны отчислять в накопительный фонд дома. Но они даже слушать не хотят об этом. Вместе с тем в Законе «О жилищных отношениях» указано, что решение об открытии накопительного счета принимает собрание жильцов. Как бы то ни было, это деньги собственников квартир.
В общем, эта норма не заработала. Со своей стороны мы писали письма в Министерство нацэкономики, Мажилис о том, что закон в этой части требует изменений. Работа будет продолжена. Поэтому пока максимум, что собственники квартир могут сделать в подобных ситуациях с крышей, – это собирать целевые взносы.
– Когда презентовали законодательные новшества в сфере ЖКХ, рисовали такую радужную картину. О том, что каждый дом в идеале может нанять управляющую, сервисную компанию, и работа по принципу аутсорсинга будет прозрачна и всем понятна. А на деле как?
– В виде предложения это звучало неплохо. Но, во-первых, у нас нет столько управляющих компаний, которые бы занимались решением коммунальных проблем всех многоэтажек, подготовкой к отопительному сезону и т. д.
В настоящее время в Усть-Каменогорске насчитывается всего 5-6 таких сервисных компаний. И на них жалуются точно так же, как на КСК.
Но в данном случае оценивать нужно не по количеству жалоб собственников, а по процессу подготовки к зиме. Эта работа должна вестись очень активно. Однако по прошлому году могу сказать так. К октябрю процент готовности домов, состоящих в КСК, составлял 60-70 процентов, а в многоэтажках, имеющих договор с управляющими компаниями, – 0 процентов. Стоит задуматься.
В целом, несмотря на вечные пререкания собственников квартир и КСК, хочу заметить, что уже много зим подряд у нас не было никаких крупных аварийных ситуаций, таких как разморозка дома, например. Это говорит о том, что КСК все же содержат жилой фонд и вовремя готовят его к зиме.
Самый высокий тариф на обслуживание многоэтажных домов сервисными компаниями в Усть-Каменогорске зафиксирован в ЖК «Riviera» в поселке имени Куленова. Там собственники платят 120 тенге с квадратного метра. Например, с двухкомнатной квартиры площадью 60 квадратов сумма ежемесячных сборов составляет 7200 тенге. Следует учесть, что в жилищном комплексе люди платят не только за поддержание новостройки в хорошем состоянии, но и за работу охранника, консьержки.
Фото Сергея Сурова