Коляска таланту не помеха
Никто не застрахован от беды. От невзгод, свалившихся на голову нежданно-негаданно. Но одних эти обстоятельства ломают, а других – только закаляют, образно говоря, превращают характер в сталь. Я говорю в данном случае о колясочнике, инвалиде первой группы Калибеке Айнажарове.
Но если вы полагаете, что мой герой известен своим землякам как человек больной, но успешно преодолевающий свой недуг, то вы ошибаетесь. Он знаменит другим. В 1986 году по сюжету жизни парня из Аягоза Калибека Айнажарова был снят художественный фильм «Диагноз». Содержание неоднозначное, больше похоже на публицистику. Но тем ценнее канва фильма, поскольку она – о человеческой стойкости, целеустремленности, таланте. А сегодня Айнажаров уже известен как непревзойденный мастер резьбы по дереву.
Когда Калибеку было 12 лет, в его ногах появилась дрожь. Врачи поставили диагноз, и с той поры началась борьба с недугом. Однако здоровье не улучшалось…
Куда только ни возили родители своего ребенка, им все не верилось, что это – навсегда. Но в Казахском НИИ после тщательного обследования подтвердили: у мальчика костный туберкулез позвоночника. С этого времени в окружении Калибека постоянно присутствовали скальпель, операционный стол, медикаменты. А все потому, что первую операцию казахстанские профессора провели по ошибочному диагнозу (это позже доказали московские и ленинградские врачи). Три раза врачи старались исправить ошибку, но в итоге мальчишка, который сам когда-то вошел в клинику, покинул ее на костылях. «Позже я узнал, что изначально можно было обойтись без операции, а последующие две были вообще ни к чему», – говорит Калибек.
Но, что случилось, то случилось. В итоге в 21 год парень стал инвалидом-колясочником. Говоря о детстве, юношестве, теперь уже сорокалетний Калибек плачет. Он вспоминает, как было нелегко привыкать к жизни на коляске.
– Мимо проходили сверстники. Они торопились на дискотеки, в кинотеатры. С ними были красивые веселые девушки. Но я понимал, что чужд на этом балу юности.
В 1983 году отец, чтобы поддержать душевные силы сына, помог юноше приобрести «Запорожец» с ручным управлением. Водить автомобиль парень научился за несколько дней. Но этот факт не стал эликсиром для души. Она у него болела все больше и больше. Ведь родители пожилые. Им нужна была помощь по хозяйству.
– Трудно, когда ты, здоровенный детина, сидишь привязанный невидимыми нитями к проклятой коляске, не можешь в дом даже принести ведра воды, помочь отцу и матери по хозяйству, – говорит мой собеседник. – Тогда я решил: на то и дана бесшабашная юность, чтобы уйти из жизни, «громко хлопнув дверью».
Набравшись в первую очередь мужества, парень ринулся в Алма-Ату. Конечно, у него не было четко выработанного плана, но все же тогда он решил, что виновник его искалеченной судьбы должен понести наказание.
Въехав во двор клиники, Айнажаров стал ждать того хирурга, который приковал его к инвалидной коляске. И вот он появился. Глаза бывшего пациента сузились. Написав врачу записку: «Я тут нахожусь проездом. Решил проконсультироваться у Вас по некоторым вопросам…. Ожидаю у старого корпуса в машине такого-то цвета, с таким-то номером», он стал ждать. Через несколько минут хирург вышел на встречу к «анонимному гостю». Когда разъяренный Айнажаров увидел на губах «светилы» улыбку, эмоции взяли верх над рассудком. Вытащив обрез, он выстрелил в него три раза. К счастью, раны оказались незначительными.
– Цели убить его не было, хотелось, чтобы он тоже, как и я, сел на коляску, поэтому метился в позвоночник, – Калибек щурит глаза. – Я прекрасно понимал, что этим обрубаю концы своей свободы, зачем она мне, колясочнику?
Мститель скрываться не стал, пришел с повинной в милицию. Итог – три года условно.
Но это лишь одна сторона его жизни. А есть и другая – светлая и радостная.
С самого детства Калибек Ишпекпаевич любил фотографировать. Ему безумно нравилось запечатлевать радости людей, красоты окружающего мира на пленку. Поэтому он окончил Московский фотокиноуниверситет. В 1996 году, когда людям стало не до мини-картинок, инвалиду-колясочнику пришлось думать, как заработать на жизнь. Сидеть с протянутой рукой он, разумеется, не мог. Тогда открыл свой бизнес, правда, позже этим занялась его супруга Айгуль, а сам Калибек, художник по призванию, с головой занялся резьбой по дереву.
Увидев хоть раз произведения мастера, вы их не забудете. Каждая работа филигранна, наполнена смыслом, глубоким философским содержанием. А на некоторых вдумчивому и сострадательному человеку под силу прочитать боль, слезы, борьбу за справедливость мастера.
Горельефом и резьбой по дереву художник занимается недавно, последние лет десять. За это время он создал более 25 работ, которые даже самые строгие критики изобразительного искусства называют шедеврами. Среди них «Путь на Голгофу», «Охота на волка», «Ангел и четыре всадника», «Соломон», «Омар Хайям», «Кобызши», «Кюйши — степной музыкант», «Охотник с беркутом», «Кыз куу», «Признание в любви», «Битва батыров» и многие другие.
В 2010 году хобби Айнажарова перерастает в профессиональную деятельность. Именно в этом году международная организация «Миротворец» награждает его дипломом за уникальный вклад в изобразительное искусство. Но поехать за наградой у молодого мужчины не было средств. Отметим, что художника-колясочника приглашали на многие мировые выставки, но из-за материальных проблем Айнажаров их не посещал.
После известности художника за пределами страны, о нем вспомнили и в Казахстане. В декабре прошлого года мастера по дереву пригласили принять участие в конкурсе на вторую ежегодную Общественную премию «Самғау» для людей с ограниченными возможностями. Там он выиграл в номинации «За достижения в области изобразительного искусства».
Сегодня Айнажарову пишут из Африки, Кубы, Аргентины, России. Автору заказывают картины или просто выражают восхищение его талантом. Недавно работа мастера «Поединок Сухраба и Гурдафарид» выбилась в лидеры на интернет-просторах. И его пригласили принять участие в выставке картин во Франции. А скоро в Аргентине выйдет музейный фолиант, куда включены работы восточно-казахстанского мастера.