Гость номера

Колоссальная энергия слова

Актёры Восточно-Казахстанского областного драматического театра впервые так много и так сладко зевали на сцене! Но не от скуки, а для пользы!

В храме искусств прошёл интенсивный курс тренинговых занятий. В течение трёх дней с артистами занималась российская актриса театра и кино, режиссёр, доцент кафедры сценической речи Театрального института имени Б. Щукина, педагог по сценической речи Театра им. Е. Вахтангова Елена Ласкавая.

Колоссальная энергия слова

Учиться у мэтра, признанного на международном уровне, – о таком актёры театра в Усть-Каменогорске не могли даже и мечтать! Среди возможностей для повышения квалификации и мастерства – Международная летняя школа Союза театральных деятелей РФ. Чтобы стать её участником, необходимо пройти жёсткий отбор. За всё время существования Международной школы пройти в ней профессиональную переподготовку посчастливилось лишь трём актерам. И вдруг выпал такой счастливый шанс – педагог приезжает сама!

– График работы у меня расписан на дни, месяцы вперёд, но когда я узнала, что меня приглашают с мастер-классом в Усть-Каменогорск, на мою малую родину, то согласилась не раздумывая, – призналась Елена Валентиновна.

Работа над собой

Елена Ласкавая родилась в Семипалатинске (ныне – Семей), в театральной семье. Её отец – режиссёр Валентин Ласкавый, служил в театре имени Ф.М. Достоевского. Любознательная девчонка дышала театром и мечтала однажды стать актрисой. Одноклассники посмеивались над ней, подшучивая: «Да, станешь, но только артисткой с погорелого театра». А она не слушала. Стальная вера в себя, в мечту, любовь к искусству и живость характера помогли добиться своего.

В 1982 году Елена Валентиновна поехала в Москву. Начался сложный период поиска себя, самоутверждения и обретения смысла. Приходилось себя ломать, подстраиваться под условия игры, называемой жизнью в огромном мегаполисе, приспособленном исключительно для того, чтобы зарабатывать деньги.

– Тогда я и узнала, что у меня провинциальный говор, от которого приходилось долго избавляться. Мои педагоги поправляли меня: «Говори медленнее в 14 раз!». Понадобились годы кропотливой работы над собой, – вспоминает Елена Ласкавая.

Непрестанное стремление к саморазвитию, получению новых знаний Елены Валентиновны – тема для отдельной книги. Она получила несколько высших образований – актёрское в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии им. Н. Черкасова, режиссерское – в Театральном институте им.
Б. Щукина. Но и после она продолжала совершенствовать своё мастерство, играя в театре на Красной Пресне, театре на Таганке, театре им. Станиславского, работая с такими мастерами, как Юрий Любимов, Дмитрий Крымов, Владимир Мирзоев. На счету актрисы десятки фильмов и сериалов, россыпь театральных ролей и спектакли, в которых она выступала в качестве режиссёра.

Истинное призвание

Казалось бы, такие достижения и заслуженное признание могли бы умерить чрезмерный исследовательский и творческий пыл человека. Но не в случае Елены Валентиновны! Она говорит, что даже и сейчас не прекращает поиск новых знаний и людей, которые могли бы её чему-то научить.

Истинное своё призвание Е. Ласкавая открыла для себя совсем неожиданно.

Пока не окончила режфак, я вообще не думала о педагогике. Мне это даже в голову не приходило, – рассказывает она. – Но мой педагог по речи, когда я сдавала госэкзамены, сказала принести документы на кафедру. Она, мудрая женщина, разглядела во мне качественного педагога. После первого полуторачасового занятия я почувствовала, что это моё.

В жизни Елены Ласкавой настало время «разбрасывать камни». В 2008 году она завершила актёрскую карьеру на театральных подмостках. Переработав театральные методики, создала уникальную обучающую программу, которую стала внедрять в сотрудничестве с театрами, а также во время выездных мастер-классов.

– Я наигралась! Поняла, что для меня важнее приносить людям пользу, видеть, как мои знания помогают им в профессии и в личной жизни, – продолжает Елена Валентиновна. – Я, скорее, миссионер, а не актриса.

Следующим шагом в так называемой миссионерской деятельности стал новый проект – наша героиня открыла первую и пока единственную на сегодняшний день в Москве Школу речи. И в этом её тоже ожидал успех. Оказалось, люди разучились общаться и договариваться. Занятия оказались многим необходимы как воздух.

Свободному владению речью у неё учились такие известные актёры театра и кино, как Валерия Ланская, Владимир Яглыч, Елена Подкаминская, Анна Антонова, из казахстанских звёзд – Аскар Ильясов.

А теперь класс учеников Елены Ласкавой пополнили и артисты Восточно-Казахстанского областного драматического театра. Программа включала в себя дыхательную гимнастику, задания на управление актёрами своим состоянием – ощущениями, эмоциями, мыслями через слово, а также упражнения на логику речи. Актёры раскрепощались, избавляясь от так называемых погонов и пиджака, зевали, чтобы расслабить мышцы и раскрыть дыхательные пути, произносили звуки, скороговорки для развития дикции, сопровождая артикуляционную гимнастику массажем пальцев рук и ног.

По завершении тренинговых занятий актёры отмечали, что у них открылось «второе дыхание», они иначе стали слышать себя.

Сцена – увеличительное стекло

Определённые итоги поездки в Усть-Каменогорск подвела и сама Елена Ласкавая. По её словам, эти три дня были максимально полезными для артистов. Все участники тренинга достигли хороших результатов.

Удовольствие. Красота. Работа. Так лаконично наша землячка описала свою волнительную поездку в родной край, где она не была 40 лет!

– Какие впечатления у Вас оставил театр в Усть-Каменогорске и общение с актёрами?

– Когда вышла на большую сцену, то была потрясена удивительной акустикой. Артисты очень интересные, живые, с хорошим чувством юмора. Для меня очень ценный опыт заниматься в двуязычной среде, с принципиально разными артистами русского, казахского, молодёжного театров.

– Есть ли у Вас речевые табу? Моменты, которые Вы не приемлете в работе на театральных подмостках?

– Я глубоко убеждена, что ненормативная лексика на сцене – это лишнее. Когда творили наши великие мастера, Шукшин, Высоцкий и другие, тогда мат тоже был. Но люди не считали возможным выдавать эту лексику как что-то новое и оригинальное. Сегодня, к сожалению, этим пользуются. Я считаю, что специфика юмора ниже пояса не соотносима с театральной сценой. Сцена – это увеличительное стекло. Она настолько ярко всё демонстрирует.

А слово для меня – это отдельно существующий от человека энергетический субъект, который руководит судьбой. И зритель не виноват, что у кого-то дурной вкус или грязная душа.

Искусство потому и искусство, что оно преподносит жизнь в преломлении какой-то чистоты. В театре люди должны получать прекрасную энергию, смысл, а не смотреть на то, что происходит на улице. Конечно, мы должны поднимать болезненные в обществе темы. Но и рассматривать их мы должны как художники.

Дарья Шавлева

Фото автора

Еще новости

Back to top button