Образование

Когда в ладу родитель, школьник, педагог

Когда в ладу родитель, школьник, педагог

В чем секрет успеха любого учебного заведения, педагогического коллектива, отдельно взятого ученика? Кто-то скажет – в материально-технической базе или в потенциале учителей и их воспитанников. Бесспорно, это так. Но в КГУ «Средняя школа № 29» акимата города Усть-Каменогорска залогом всех достижений является дружественный тандем между родителем, педагогом и учащимся.

На первый взгляд, средняя школа № 29 внешне ничем не отличается от других городских учебных заведений. Разве что пятиэтажностью и 61-летней историей существования. Несмотря на пожилой «возраст», школа чувствует себя неплохо. Особенно благоприятная и уютная здесь психологическая атмосфера. В первую очередь это отмечают сами дети и их родители, педагоги и директор учебного заведения Борис Воробьев, который занимает пост руководителя чуть больше полутора лет.

– Когда я только пришел в школу, первое, что почувствовал, – это теплое расположение коллектива, поддержку и своеобразный уют, созданный педагогами за долгие годы работы, – говорит Борис Борисович. – Передо мной не было и не стоит цели нарушить сложившиеся традиции. Наоборот, мы стремимся их сохранить и укрепить. У меня на сегодняшний день другая задача – вывести на качественно новый уровень процесс образования в стенах школы, модернизировать материально-техническую базу, привлечь как можно больше молодых специалистов. В учебном заведении активно работает «Школа молодого учителя».

Наравне с решением административных вопросов директор ведет целенаправленную работу по выстраиванию динамичных отношений между ребенком, учителем и родителем. По словам педагога, этот «тройственный» союз позволит наладить непростые в современное время взаимоотношения педагогов и родительской общественности.

– Знаете, в чем проблема многих школ? Не налажен крепкий союз между учителями и родителями. Многим так проще, но не нам. Мы регулярно проводим собрания, совместные внеклассные мероприятия и спортивные праздники, заседания родительского комитета, Совета отцов и Попечительского совета, где обсуждаем злободневные вопросы, совместно находим пути выхода из той или иной проблемы, хотя таковых у нас нет (улыбается – прим. автора), – говорит Борис Воробьев.

Конечно, нельзя сказать, что у школы с богатой историей нет трудностей вообще. Они есть. И главная из них – отсутствие спортзала. Дети вынуждены заниматься в полуподвальном помещении. Летом здесь отремонтировали кровлю, хотя обновить и освежить не мешало бы всю школу в целом. Вопрос в финансировании. Его у учебного заведения с контингентом чуть больше 600 учащихся просто нет.

В сотне образцовых

Говорят, что не всегда лучшие становятся первыми. И это так. Средняя школа № 29 – не гимназия и не лицей, но это не помешало ей войти в ТОП-100 лучших школ, получить национальную премию «Лидер в образовании-2017» в Астане. Эксперты из России, Польши (Международная академия наук, экологии, инженерии и педагогики), а также республиканской общественной организации «Ассоциация работников образования Республики Казахстан им. Ы. Алтынсарина» изучали опыт 7346 общеобразовательных школ, 5129 детских садов, 564 колледжей и 15 вузов. Лучшие школы выбирались по результатам международных конкурсов рисунков и поделок, детских фестивалей и соревнований, ЕНТ, участия в областных и республиканских олимпиадах, мероприятиях.

– Отбор проводился конфиденциально. Каждому учебному заведению присваивался номер. К примеру, школа, набравшая по критериям больше 100 баллов, вытесняла конкурентов. Рейтинг проводился в жестких рамках. Знаете, как было приятно и гордо, когда меня, как директора учебного заведения, вызвали после руководителей астанинской и алматинской школ. На сцене охватило чувство волнения и радости. Во время награждения организаторы отметили пунктуальность и вежливость наших учителей и завучей, которые буквально в любое время суток отвечали на вопросы экспертов, давая всю необходимую информацию, – вспоминает Борис Борисович.

Помимо Национального сертификата и благодарственного письма директору сш № 29 Борису Воробьеву вручили орден имени Д. А. Кунаева за вклад в развитие культуры и воспитание подрастающего поколения, учителю физической культуры Евгению Попову – знак «Отличник образования», а арендатор школьной столовой Евгений Семенов награжден знаком «Алтын қанат».

Есть контакт

Обладателей престижной премии дома и в школе ждали как настоящих героев. Хотя понятно, что победа – заслуга не только администрации, но и учителей, родителей и самих детей. Но все же от руководства зависит многое.

– Борис Борисович – военный человек, любит дисциплину и порядок, – отмечают заместители директора по воспитательной части и по опытно-экспериментальной работе Лариса Усольцева и Елена Овсянникова. – При этом он старается не оставить в тени ни одно событие, ни одного педагога или ученика. В прошлом году мы даже специально завели своеобразный альбом, где отражается жизнь школы.

В нем можно найти фотографии с первого звонка, выпускного вечера, заседания педагогического совета или родительского комитета и так далее. Здесь же запечатлены события, которые проходили впервые не только в стенах самой школы, но и, возможно, всего города. К примеру, речь идет о Слете спортсменов, викторине «Своя игра», проводимой между учителями и учениками, литературной гостиной «Лишь слову жизнь дана» с участием педагогов и учащихся, школьном конкурсе чтецов среди учителей и других.

– На Слете спортсменов наши учащиеся под аплодисменты одноклассников вышли в форме, в которой выступают на различных соревнованиях, с медалями, – говорит директор учебного заведения. – Честно, я даже не представлял, что у нас учатся 92 спортсмена-разрядника, двенадцать из которых защищают честь региона и страны в составе сборных Казахстана, выезжают за рубеж. Большинство детей заняты в секциях по баскетболу, каратэ, проводят литературные гостиные, посещают подростковый клуб «ЮИД», старшеклассники занимаются в военно-патриотическом клубе. Развито эстетическое направление. Так, хоровое, хореографическое, художественное и инструментальное отделения позволяют детям раскрыть творческий потенциал и самореализоваться. Скоро в стенах нашего учебного заведения будет работать школа спасателей. Таким образом, возможностей проявить себя у детей будет еще больше.

Пристальное внимание к спортсменам у Бориса Воробьева неслучайно. Он сам мастер спорта по дзюдо, а также по стрельбе из табельного оружия. В свое время он окончил Новосибирское военное училище, а после – Атырауский педагогический институт. Тем не менее, как говорит директор, его судьба всегда была неразрывно связана с педагогикой.

– Школа и армия – родственные друг другу понятия только потому, что в обеих отраслях в основе заложен воспитательный процесс, – подчеркивает Борис Борисович. – И там и там главное – общение, коммуникации, взаимосвязь, цели, которых нужно добиться, но самое важное – соблюдение этики. Чувство такта характеризует профессионального человека. Ни один ребенок или солдат не пойдет с вами на контакт, если почувствует, что вы безнравственный невежа.

Похвально, что в жизни школы помимо детей и педагогов участвуют и родители. К примеру, здесь под председательством папы ученицы нулевого класса Антона Куляшова действует Совет отцов. Недавно его члены вместе с трудными подростками посадили дубки. И это только начало. В дальнейшем, возможно, они возьмут таких школьников под «опеку» и воспитают из них достойных граждан.

– Да, наша школа не в лидерах по качеству образования, и у нас пока нет классов, где преподают предметы на трех языках, но мы к этому идем, – с военной точностью говорит директор. – Мы – реалисты и считаем, что если ученик заслужил «4» или «5», то он их получит, а если нет, то рекомендуем повысить уровень знаний. У нас за каждым учителем закреплено несколько групп, куда входят по два-три ученика, которые отстают по каким-либо дисциплинам. Педагоги работают не только с ними, но и ведут большую работу с одаренными детьми.

Помимо занятий с ребятами учителя успевают осваивать английский и казахский языки. Они посещают языковые курсы. Один из тех, кто после уроков спешит на занятия, где сам является «учеником», – учитель физики с 18-летним стажем Алексей Котов.

– Трехъязычие – веление времени, с этим не поспоришь. Для нас, педагогов, главное, чтобы ребенок понял тему, получил новые знания, знал разговорную речь. Конечно, это трудно, но возможно, – считает учитель физики.

Педагоги во главе с директором прекрасно знают о существующих в школе проблемах. Дело во времени. Но вот то, что их воспитанники не хуже учащихся из передовых учебных заведений, они уже доказали. И в этом огромен труд учителей, за плечами которых богатый опыт воспитания и преподавания. В числе таковых учитель казахского языка и литературы Кымбат Мамалакова, математики – Светлана Смольникова, английского языка – Мария Сазонова, русского языка и литературы – Анна Эрлей и другие.

Насихат Оркушпаева
Фото Виталия Иванова

Еще новости

Back to top button