Общество

Когда дорога – больше чем асфальт

Дороги – это не просто слой асфальта. Это ключевая инфраструктура, без которой невозможно развитие ни одного региона. Именно по дорогам движется экономика, выстраиваются логистические связи, развивается туризм и формируется повседневная жизнь казахстанцев. На ремонт дорог в Восточно-Казахстанской области в 2025 году выделено более 70 миллиардов тенге.

ВЫЗОВЫ И ПРИЧИНЫ


Надёжное дорожное покрытие – это не только комфорт и скорость передвижения. Это безопасность, устойчивость транспортной сети и инвестиционная привлекательность территорий.
Особенно актуальна эта тема для Восточного Казахстана – региона с протяжёнными маршрутами, сложным рельефом и суровыми климатическими условиями. Здесь каждая дорога – это стратегический ресурс, требующий серьёзного подхода как в проектировании, так и в обслуживании.


Однако в силу природно-климатических условий именно в ВКО дороги являются не только важной опорой развития, но и источником постоянных вызовов. Ежегодно после зимы на многих участках появляются трещины, просадки и выбоины. Особенно тревожит то, что разрушения порой фиксируются там, где недавно был проведён ремонт или даже капитальная реконструкция.


Причины – комплексные. Это и агрессивные погодные условия, и особенности местного рельефа, и, как признают эксперты, недостаточное внимание к качеству оснований, технологиям укладки асфальта и контролю за исполнением подрядных работ. При этом на дорожное строительство и ремонт в ВКО ежегодно выделяются значительные средства из бюджета. Но устойчивого эффекта добиться удаётся не всегда.


На этом фоне вопросы о том, как обеспечить долговечность дорог, как контролируется качество работ и насколько эффективно расходуются государственные средства, остаются в центре внимания и специалистов, и самих жителей региона.


– Если оценивать ситуацию по области в целом, состояние дорог немного улучшилось, однако до оценки «хорошо» это явно не дотягивает – максимум на твёрдую «тройку с плюсом» по пятибалльной шкале. Дорожное покрытие ремонтируется с нарушением нормативных требований, из-за чего после дождей на проезжей части скапливается вода, что ускоряет разрушение асфальта.

Кроме того, в регионе наблюдается слабый контроль за качеством дорог: после ремонта автодорог устанавливается гарантийный срок в три года, в течение которого подрядчики обязаны устранять дефекты. Однако на практике появляются ямы и выбоины, а средства на их ремонт выделяются повторно из бюджета ЖКХ, хотя должны использоваться по гарантии, – выразил мнение общественник, юридический консультант, волонтёр Антикоррупционной службы ВКО Адиль Пшенов.


ГОД ДОРОГ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Несмотря на все проблемы, Восточный Казахстан демонстрирует системную работу по улучшению транспортной инфраструктуры. Прошлый 2024 год в области был объявлен Годом дорог. В его рамках были отремонтированы 600 километров автодорог, общий объём вложений составил 31,5 миллиарда тенге. Приоритет отдали ключевым маршрутам, которые имеют высокую социальную и экономическую значимость: это и направления с интенсивным движением, и маршруты, ведущие к туристическим зонам, а также участки, на необходимость ремонта которых указывали сами жители.
Но программа модернизации дорожной сети на этом не завершена. Масштабные работы продолжаются и в 2025 году – с расширением охвата, усилением требований к качеству и контроля за исполнением работ.


О задачах на текущий год, объёмах предстоящих ремонтов и ключевых направлениях дорожных работ рассказал руководитель отдела развития и содержания автомобильных дорог Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нурбек Тураров.


– В этом году общий объём финансирования дорожных работ из всех источников составляет порядка 76 миллиардов тенге, включая средства на дороги республиканского значения и местную сеть автомобильных дорог. Дорожно-ремонтные работы охватывают свыше 900 километров, в том числе по крупным проектам Нацкомпания «КазАвтоЖол» планирует полностью сдать участки Калбатау – Майкапчагай и Осиновский перевал. Из сети дорог республиканского значения в текущем году будут отремонтированы 343 километра, по местной сети запланировано свыше 350 километров. Также в рамках проекта «Ауыл – ел бесігі» отобраны 50 перспективных сёл, где ранее никогда не было асфальтированных улиц: работы начались в прошлом году и будут продолжены в этом, – ознакомил с планами Нурбек Тураров.


Особое внимание в этом году уделяется республиканским автодорогам, которые имеют ключевое значение для межрегионального и международного сообщения. Именно по ним движется основной грузопоток, проходят туристические маршруты и междугородние рейсы.


КЛЮЧЕВЫЕ АРТЕРИИ


На территории Восточного Казахстана протяжённость республиканских трасс превышает тысячи километров. Их содержание и ремонт находятся в ведении компании «КазАвтоЖол», которая не только отвечает за проведение работ, но и осуществляет контроль за состоянием дорог, устранением дефектов, планированием реконструкций.


Один из самых обсуждаемых участков – трасса Усть-Каменогорск – Риддер протяжённостью 105 километров, которая является одной из ключевых транспортных артерий Восточно-Казахстанской области. Она обеспечивает связь между промышленными центрами и туристическими зонами региона. В 2025 году планируется завершение капитального ремонта трассы, начатого в прошлом году. Ранее были отремонтированы 30 километров дороги на участке от Усть-Каменогорска до Секисовки, в нынешнем году планируется завершить ремонт оставшихся 75 километров до города Риддера.


– Сеть автодорог республиканского значения составляет 1 238 километров. В 2025 году особое внимание будет уделяться участкам, на которых долгое время не проводились ремонтные работы. Средний ремонт будет произведён по направлениям Усть-Каменогорск – Алтай, Усть-Каменогорск – Риддер, Алматы – Усть-Каменогорск – Шемонаиха, Омск – Майкапчагай, Калжир – Маркаколь. Также планируется реконструкция по направлениям Талдыкорган – Калбатау – Усть-Каменогорск, Калбатау – Майкапчагай, Усть-Каменогорск – Алтай – Осиновский перевал, – рассказал заместитель директора Восточно-Казахстанского областного филиала НК «КазАвтоЖол» Алмас Касенов.


КАЧЕСТВО ПРЕВЫШЕ ВСЕГО


Контроль качества – ключевой элемент любой инфраструктурной реформы. Особенно когда речь идёт о дорогах, на ремонт и содержание которых ежегодно направляются миллиарды тенге. Качественное дорожное покрытие – это не только комфорт, но и безопасность, ресурс бюджета и доверие граждан. Но что на самом деле происходит после того, как строительная техника уходит с объекта, а на бумаге ставится отметка «сдано»?


Чтобы понять, как сегодня в ВКО осуществляют контроль за состоянием дорог и насколько строго соблюдаются стандарты на всех этапах ремонта и строительства, мы обратились в Национальный центр качества дорожных активов по ВКО. Эта организация отвечает за лабораторные проверки, экспертизу применяемых материалов и приёмку выполненных работ.


– В 2024 году нами осуществлено свыше 780 выездов на дороги региона. При проверке качества автодорог часто встречаются такие нарушения, как пучины, ямы, выбоины, шелушения, недостаточный контроль со стороны технического надзора.


А основные ошибки, которые допускают подрядчики, – это несоблюдение температурного режима укладки, также недостаточное количество катков. Почти 64% всех автодорог Восточного Казахстана находятся в нормативном состоянии, – сообщил начальник отдела качества и государственного учёта филиала Национального центра качества дорожных активов по ВКО Саяхат Мусапыров.
Исходя из озвученных фактов, мнений специалистов и общественной оценки, Восточно-Казахстанская область продолжает активно развивать свою транспортную инфраструктуру. Однако для устойчивых результатов важны не только объёмы вложений и километры нового полотна, но и прозрачность процессов, ответственность подрядчиков и обратная связь с обществом. Только при совокупности всех этих факторов дороги региона будут служить дольше, обеспечивая людям не разочарование, а уверенность и комфорт в пути.

Наргиз Еркинбекова
Фото «Рудный Алтай»

Еще новости

Back to top button