Культура

Код доступа к сердцу зрителя

Код доступа к сердцу зрителя

Одна комната, два чужих друг другу человека, две разные судьбы. Но в какой-то момент зритель понимает, насколько переплетено прошлое и будущее героев. Один из них, сам того не ведая, стал сценаристом жизни другого… С такой неоднозначной историей приехали в Алтай два известных казахстанских шоумена, звезды КВН Нуржан Бейсенов и Алексей Фетисов.

Мультижанровый стереоспектакль «Код доступа» жители Алтая увидели одними из первых в Казахстане. В первый день лета Нуржан и Алексей презентовали его столичной публике, а уже 4 июня выступали на сцене ДК «Горняк» в моногороде.

С одной стороны, задумка спектакля проста. Два человека оказываются запертыми в одной комнате. И выйти из нее они смогут, только когда переосмыслят всю свою жизнь и каждый разберет личную гору наломанных дров. С другой – сложность в том, что нужно удерживать внимание зрителей на протяжении всего спектакля, без смены декораций и героев при минимуме действий.

Сценарист Юрий Титовский, режиссер Светлана Грабовская и сами актеры находят выход. Зрителей приглашают на эмоциональные качели. Смех, грусть, ностальгия, озарение. Монологи о жизненных ценностях, любви, предательстве, войне гармоничны и уместны. Шутки – как глоток воздуха перед новым нырком. Каждое слово – еще один штрих в портреты многогранных характеров двух мужчин, которые встретились, на первый взгляд, случайно.

Герои подкупают искренностью и тем, что не пытаются казаться лучше, чем они есть на самом деле. Актер и бизнесмен, экспромт и взвешенность, жизнь по наитию и четкий расчет… Такие разные, они прогорают на одном и том же. Первый называет это наваждением, второй – любовью. И две их личные мелодрамы вдруг превращаются в запутанный детектив.

Поначалу герои относятся друг к другу предвзято, навешивая ярлыки и мысля стерео-типами. Но замкнутое пространство помогает каждому из них раскрыться, а зрителю понять, как важно иногда остановиться и задуматься, в том ли мы движемся направлении…

МОНОСПЕКТАКЛЬ СТАЛ СТЕРЕО

Нуржан Бейсенов и Алексей Фетисов поделились с нашей газетой историей создания «Кода доступа» и рассказали, почему Алтай они посетили еще до старта официального турне по стране.

По их словам, идея спектак-ля зародилась около пяти месяцев назад. Не сговариваясь, они с интервалом в несколько дней пришли к режиссеру Светлане Грабовской с одной и той же мыслью – написать для каждого из них моноспектакль.

– С Алексеем знаем друг друга с 90-х, хотя долгое время не общались, – говорит Нуржан. – Сейчас оба ушли в бизнес, но мы – творческие люди, чем бы ни занимались, скучаем по сцене.

Режиссер предложила объединить усилия и сделать не моно, а стереоспектакль, пригласив в команду автора Юрия Титовского.

– Когда готов был весь сценарий, наше кавээновское прошлое дало о себе знать, – рассказывают актеры. – Помните, как с «Кавказской пленницей», задумывался фильм как детектив, а в итоге получилась комедия. Нет, мы не перекроили спектакль, но добавили в него песни, какие-то шутки.

И работа талантливого квартета пришлась зрителям по душе. Уместным оказался и разыгранный по ролям отрывок из мушкетеров. Нуржан в роли Миледи покорил публику. Гармонично вписался в сценарий и энергичный танец Алексея.

Спектакль впервые был «обкатан» перед тысячным залом военнослужащих, для которых самым волнующим моментом стал монолог героя о войне. Жители одного из сел Акмолинской области оценили мелодраматическую линию. На закрытом показе в столице «Код доступа» восприняли как комедию.

– Уникальность этого спектакля в том, что каждый зритель находит то, что ему близко, – делится Нуржан. – И шутки в разных аудиториях заходят по-разному. Мы не могли понять, почему вроде бы «прострельная» фраза: «Это фиаско, братан» вызывала такую бурную реакцию. Потом нам рассказал один знакомый, что есть ролик с таким названием в Сети, набравший миллионы просмотров, о том, как мужчина дрессировал собаку.

ТУРЦИИ, ЕГИПТЫ? АЛТАЙ!

В планах творческой группы – гастрольный тур по всему Казахстану, но стартует он, вероятно, только осенью. Жителям Алтая посчастливилось первыми в ВКО увидеть спектакль.

– Дело в том, что наш режиссер Светлана Васильевна давала тренинги для работников культуры со всего Казахстана, – поясняет Алексей. – В их числе была и директор Дома культуры из Алтая – Елена Коробейникова. Узнав о нашей работе, она пригласила нас приехать.

– Не так все было, – смеется Нуржан. – Это мы сказали: «Давайте мы к вам приедем, ну пожалуйста». Если же серьезно, чувствуем и с удовольствием поддерживаем людей, которые переживают за организацию культурных мероприятий в своем регионе, хотят, чтобы что-то происходило и развивалось.

Поездку в Алтай и выступление в небольшом зале «Горняка» сложно назвать финансово выгодными для команды «Кода доступа». Но, как отмечают сами актеры, не все исчисляется деньгами. Искренняя реакция публики помогает понять сильные и слабые стороны творческого продукта, в который вложено столько сил.
Кроме того, шоумены признались, что много читали про Алтай, который, по мнению ряда ученых, является колыбелью цивилизации и энергетическим центром планеты.

– Природа на Алтае – бомба! – отмечает Алексей. – Я родился в Целинограде (ныне – город Нур-Султан – прим. ред.), Нуржан родом из тургайских степей. На казахстанском Алтае был лет 7–10 лет назад с друзьями. Мы сплавлялись по Бухтарме на рафтах. Остался в дичайшем восторге. Поразило тогда, что в реке можно не только купаться, но и смело пить из нее воду. Турции, Египты даже сравнить нельзя с этим отдыхом!

Ксения Мецлер
Фото автора

Район Алтай

Еще новости

Back to top button