Общество

«Кнут» есть, а где «пряник»?

Буквально через несколько дней для всех водителей Республики Казахстан (как, впрочем, и гостей нашей страны, передвигающихся по ее территории на личном транспорте) наступают трудные времена.

«Кнут» есть, а где «пряник»?А все потому, что размер штрафов за нарушения Правил дорожного движения увеличивается вдвое. Соответствующее Постановление Правительства РК, а также новые изменения в Кодексе «Об административных правонарушениях» опубликованы в официальной прессе 19 апреля, а в действие закон вступит
30 апреля текущего года.

Если касаться непосредственно поправок в закон, то они в первую очередь коснулись расширения списка нарушений, увеличения самих штрафов и порядка их уплаты.

За самые распространенные нарушения, такие как превышение допустимой скорости (на величину от 10 до 20 километров в час), остановка в неположенном месте, разворот в запрещенном месте, создание затора на перекрестке, водителям придется выложить 18 520 тенге (10 МРП) вместо прежних 9 260 тенге (5 МРП). Еще более «затратной» для нарушителей ПДД будет неправильная парковка (во второй ряд) – вместо семи минимальных расчетных показателей теперь придется платить 20 МРП (37 040 тенге).

Довольно жестко намерено обходиться государство и с теми, кто любит совмещать езду на автомобилях с упот-реблением спиртных напитков. Пьяницы за рулем рискуют распрощаться с водительским удостоверением на три года (ранее – на два), а если совершил ДТП в состоянии алкогольного опьянения – попрощайся с правами на пять лет (ранее – на четыре года).

Несколько непродуманным, на взгляд многих водителей, является ужесточение штрафных санкций за выезд на встречную полосу движения, которое карается лишением прав на один год вместо прежнего штрафа в 15 МРП.

Ведь здесь могут быть самые разные ситуации – объезд препятствия, перестройка в другой ряд в случае возникновения пробки на дороге, частичный или полный выезд на встречную полосу, создание или несоздание при этом аварийной обстановки и так далее. Словом, вариантов много, а наказание одно-единственное. Также вызывает удивление и замена штрафа в пять МРП лишением прав на один год в случае невыполнения водителем требования об остановке автомобиля.

Те же самые «непонятки» между водителем и дорожными полицейскими могут возникнуть при остановке транспортного средства полицией. В новых требованиях самостоятельный выход водителя и пассажиров из машины, а также их невыход по требованию стражей дорожного порядка карается штрафом в пять МРП.

Вроде бы и деньги небольшие (по сравнению с другими штрафами), однако на практике вполне возможен произвол со стороны полиции. Кроме всего прочего, это положение имеет явный коррупционный подтекст. Хозяин положения здесь полицейский, он под угрозой наказания может потребовать от водителя пройти в салон их патрульной машины, где проще всего с ним найти общий язык. Не под протокол, как говорится.

Еще один огорчительный момент связан с тем, что новая редакция штрафных санкций за нарушения Правил дорожного движения делает упор только на «карательной» стороне процесса. Воспитательные моменты, о которых говорили (и одобрили в первом чтении) мажилисмены, сенаторами в дальнейшем исключены из закона. Мотивы этого решения непонятны, поскольку полностью подрывают саму концепцию ужесточения штрафов. Ведь кроме «кнута» в любой системе должен быть и «пряник», иначе она будет работать с перебоями.

Михаил Григорьев

Еще новости

Back to top button