Общество

Кино развлекает, закон – не прощает

Как известно, правосознание – это одна из форм общественного сознания. Большая юридическая энциклопедия даёт следующее определение правосознания: «Правосознание – это совокупность взглядов, оценок и эмоций, посредством которых выражается отношение человека и общественных объединений к действующему праву».


На сегодняшний день проблема формирования правосознания в Республике Казахстан является чрезвычайно актуальной, поскольку развитое правосознание является важнейшим условием развития законодательства и правопорядка.


Важнейшими контекстами формирования правосознания являются воспитание в семье, правовое образование, общий уровень культуры в обществе. Одним из важнейших факторов формирования правосознания является состояние эстетической сферы общества, в частности кинематографа.


Просмотр сериалов стал важной частью жизни наших современников. Стриминговый сервис Netflix подсчитал, что среднестатистический пользователь тратит на сериалы около 2,5 часов в день. На вопрос «Почему вам нравятся сериалы?» 75% людей, участвовавших в опросе Netflix, ответили: «Это просто круто». Вторая причина – идентификация с персонажами. В сериалах много героев, и кто-то вызывает у зрителя особый интерес. Эти данные приведены на сайте plus-one.ru.


В нулевые годы XXI века экраны постсоветского пространства захлестнули так называемые бандитские фильмы. Широчайший общественный резонанс вызвали российские сериалы «Бандитский Петербург» и «Бригада». Фильмы о бандитах отразили новую, ранее неизвестную реальность. 90-е годы ХХ века, названные «лихими девяностыми», – это годы перестройки, распада СССР, глубокого экономического и политического кризиса. Постсоветское пространство захватила волна бандитизма и организованной преступности. Заполонившие экраны бандитствующие герои поражали воображение зрителей своей лихостью, дерзостью, экономическим могуществом на фоне общей нищеты населения. Многими людьми эти герои были восприняты как образец для подражания, их поведение – как руководство к действию и способ для изменения своей жизни к лучшему.


Известно, что сын режиссёра сериала «Бригада» стал преступником. В середине 2000-х он сформировал банду, члены которой своим внешним видом и взаимоотношениями подражали главным героям.


Совсем по-иному подобные сериалы воспринимаются в наши дни. Нами был проведён опрос среди студентов, обучающихся в вузах Астаны и Усть-Каменогорска, на предмет того, мог ли оказать просмотр сериалов о бандитах негативное влияние на общество и на их собственную жизнь. Ни у кого из опрошенных герои не вызвали симпатии и желания им подражать.


Такое различие в восприятии обусловлено различием общественной ситуации и общественного сознания 90-х годов ХХ века – начала ХХІ века и 20-х годов ХХІ века. Помимо экономических причин желания «пойти в бандиты», характерных для 90-х годов, думается, большую роль сыграло отношение к искусству, господствующее в то время.


В советские годы акцент стоял на воспитательной роли искусства. Оно всегда давало образцы для подражания. И для части граждан, воспитанных в традициях Советского Союза, не обладающих критическим мышлением, фильмы о бандитах стали образцом для собственной жизни, моделью собственного антиобщественного поведения.


В нынешнее время, характеризующееся большей стабильностью в экономическом плане и восприятием искусства не только как средства воспитания, но по большей части как развлечения, отвлечения от текущих проблем, данные фильмы воспринимаются как захватывающие, занимательные истории и документы прошедшей эпохи. Нынешнее поколение молодёжи весьма критически относится к тому, что преподносится СМИ, и стремится к самостоятельному выбору образа жизни.


Для наших современников сериалы «Бандитский Петербург» и «Бригада» – это не более чем добротные, снятые на высоком уровне фильмы, отражающие один из самых сложных периодов постсоветской истории. Их позитивная роль в том, что они помогли осознать новые общественные реалии и проблемы. Возможно, они сыграли и некую профилактическую роль, заставив задуматься о неизбежной расплате за совершённые преступления.


В независимом Казахстане также состоялось обращение к популярному в те времена жанру. В начале ХХІ века был снят первый казахстанский криминальный сериал «Саранча», рассказывающий о наркоторговцах и о борьбе правоохранительных органов с ними. Акценты в данном сериале расставлены более традиционно, чем в российских фильмах. В нём отнюдь не романтизируются образы преступников. Наоборот, они представлены злобными, коварными и хищными. А вот сотрудники правоохранительных органов предстают самоотверженными, мужественными и высокопрофессиональными. Хотя и среди них не обходится без предателей: популярная в те времена тема «оборотней в погонах» звучит и здесь. В целом же сверхзадачей сериала «Саранча» стало повышение статуса тех, кто стоит на страже закона и правопорядка.


Как рассказывает сценарист проекта Альбина Ахметова, создатели фильма стремились к показу стражей порядка обычными людьми, которые совершают ошибки, находятся порой на грани отчаяния, вынуждены решать семейные проблемы различной сложности, вплоть до подмены ребёнка, которая произошла много лет назад. Но, несмотря на жизненные перипетии, они выполняют свою работу.


Думается, именно отказ от пафоса в показе борцов за правопорядок и справедливость обусловил популярность сериала и тёплое отношение к нему зрителей. Кроме того, он правдиво и достоверно нарисовал картину жизненного краха людей, преступающих закон.


Влияние кинематографа на формирование сознания молодёжи велико. Оно неоднозначно, не одномерно и во многом определяется переживаемой общественной ситуацией. В значительной мере оно обусловлено авторской позицией создателей фильмов, транслирующих свои идеи. Подчас эти идеи, проникая в неокрепшее сознание молодых людей, калечат их судьбы. Данное обстоятельство должно многократно повышать ответственность художников перед обществом.
Соблюдать закон важно, потому что в отличие от фильмов в реальной жизни не бывает дублей. Закон является регулятором социальных отношений. Всегда следует помнить, что если бы не было закона, наступил бы хаос.


Савелий Мужчиль, член Палаты юридических
консультантов по Восточно-Казахстанской области

Фото Кinopoisk.ru

Еще новости

Back to top button