Экономика

Казахстанский мед и болгарские томаты

В Восточном Казахстане запускается новый инвестиционный проект, который направлен на поддержание конкурентоспособности местных производителей. Он имеет статус международного мероприятия, так как финансовую поддержку оказывает Евросоюз, а участвуют в его реализации три страны – Казахстан, Узбекистан и Болгария.

Казахстанский мед и болгарские томатыПочему выбраны именно эти регионы и в чем интерес Евросоюза – рассказали на встрече с журналистами специалисты консалтинг-центра «Зубр», представляющего Восточный Казахстан в этом проекте, и проектный менеджер представительства Европейского Союза в Республике Казахстан господин Лука Карапелли.

Вложить в программу чуть меньше полмиллиона евро в одной из авторитетных европейских организаций решили, взвесив все «за» и «против», очень тщательно. Все три страны были некогда связаны экономическими отношениями и довольно успешно сотрудничали в этих сферах между собой. Многие еще помнят болгарское лечо на прилавках наших магазинов и узбекские фрукты, а также другие не менее вкусные изделия и товары. Немаловажную роль в объединении в один проект трех совершенно разных стран по уровню развития и территориальному расположению сыграла ментальная схожесть. А то, что именно Восточный Казахстан, а не какая-то другая область, принимает участие в этой инвестиционной программе, «виноваты», в лучшем смысле этого слова, специалисты консалтинг-центра «Зубр». Именно они выиграли конкурс, объявленный Евросоюзом, а вместе с ними – и наш регион.

Как рассказал господин Лука Карапелли, их организация имеет интерес к трем областям Казахстана – Мангистауской, Кызылординской и нашей. «Инвестиции в регионы как основа конкурентоспособного государства» – четвертый проект, реализуемый на территории Казахстана. Он рассчитан на два года и будет направлен на развитие агропромышленного сектора и поддержку малого и среднего бизнеса.

– Результатом реализации проекта должен стать общий экономический рост в малых городах и сельской местности Восточного Казахстана и Узбекистана, – отметил г-н Карапелли. – Целью этой программы является создание большего количества рабочих мест в регионах-участниках.

У предприятий МСБ стран бывшего Союза есть одна общая проблема, которая имеет шлейф со времен совместного существования, – неумение конкурировать на зарубежном рынке. И, что самое обидное, не из-за качества. Вспомните прекрасное вино «Иссыкское», которое не уступало рислингам, привозимым из Европы в 70-80-х годах, но оно стоило в разы дешевле, поскольку производители не соблюдали стандарты… в оформлении своей продукции.

Как считают разработчики проекта, предстоящее сотрудничество производителей трех стран – Казахстана, Болгарии, Узбекистана, позволит проводить стажировки по обмену опытом, развивать условия для экспорта. А представителям МСБ из регионов-участников есть что друг другу предложить. И хорошим проводником на европейский рынок может стать опыт болгарской стороны. Потеряв в свое время такого мощного партнера как СССР, в Болгарии сделали ставку на ближайших европейских соседей и некоторые страны мирового сообщества. Именно благодаря особым технологиям в производстве молочной продукции, аналогов которой нет нигде в мире, они поставляют товары в Японию например. Наш регион имеет свой козырь в виде меда и подсолнечника.

– Задача стартовавшего проекта как раз и заключается в том, чтобы изучить возможности эффективного, сбалансированного и взаимовыгодного взаимодействия государственных органов и сферы малого и среднего бизнеса, – отметила заместитель директора центра «Зубр» Наталья Терехова.

Ольга Шепель

Еще новости

Back to top button