Культура

Казахстанский Дюрер

Казахстанский Дюрер

В Восточно-Казахстанском музее искусств состоялся вечер памяти известного художника, нашего земляка Габдулмади Меркасимова. В торжественной обстановке семья живописца преподнесла в дар музею три его картины – «Моя семья», «Лето» и «Автопортрет».

Габдулмади Меркасимов рос в большой и дружной семье, где кроме него воспитывались еще три сестры. Рисовать Толя (так называют его домашние) начал довольно рано – в восемь лет. Обучался в изостудии выдающегося художника-педагога Ефима Годовского, который позже в своих воспоминаниях написал: «Меня очень волновали, удивляли и восхищали выдумка и фантазия маленького Толи. Все рисунки юного художника можно было разглядывать, не отрываясь, словно перед тобой полотна Дюрера, Брейгеля. А на листе всего лишь был изображен сбор урожая». Педагог каждое лето проводил на пленэре или в изостудии, где своим ученикам он прививал чувство цвета, света, формы, понимания материала.

О ярких и неординарных моментах из детства Габдулмади Меркасимова рассказала его сестра Ботагоз Габдуалиевна, когда они еще жили в двухэтажном бараке на стройплощадке. Родители работали на СЦК посменно. Маленький Толик, оставшись за старшего, вместе с сестрами прятался под столом, где они дожидались маму и папу, рисуя картинки. Вся четверка посещала изостудию Годовского, а работы выставлялись в Доме пионеров. Но только Габдулмади стал профессионалом.

– В нашей семье Толик самый талантливый, – говорит Ботагоз. – Для мамы он был «светом в окошке», с детства она пророчила ему известность и славу, а дочерям наказывала заботиться о нем. В знак нашей сестринской любви он подарил нам на память свои работы . Но чтобы эти полотна могли видеть все любители живописи, мы решили передать их в музей.

А потом было Алма-Атинское художественное училище, Ленинградский педагогический институт, отделение художественной графики. Три года Габдулмади Меркасимов проработал в Москве. Молодому таланту прочили блестящее будущее. Но волею судьбы в 1975 году он возвратился в Казахстан, жил и работал в Алма-Ате на студии «Казахфильм» в мультцехе. Художник иллюстрировал детские книги на казахском языке «Три медведя», рассказы Томпсона «Жизнь животных». Габдулмади очень любил детей и работал для них, его сказочные герои получались остроумными и колоритными персонажами. За мультфильм «Золотая бита» художник получил государственную премию. Он был одним из немногих живописцев, которые умели объединять образ и слово. В 1977 году Габдулмади возвратился в Усть-Каменогорск, где трудился в художественно-промышленных мастерских. В этот период во многих учреждениях города и области в лучших традициях соцреализма он создал монументальные росписи по различным тематикам. В 1993 году его жизнь трагически оборвалась. Много станковых произведений остались незаконченными.

В ходе мероприятия перед зрителями выступили известные художники.

– Мы жили тогда в общежитии, окна которого выходили на стройплощадку, вдали виднелись трубы, – говорит художник Николай Аштема. – Как-то попытался перенес-ти на холст видневшийся за окном городской пейзаж, но опыта было мало, поэтому все эскизы закинул в дальний угол. Но когда на одной из выставок увидел похожий мотив, обомлел. Совершенно тот же вид, но это уже шедевр! Оказалось, что моим соседом по общежитию был Толик Меркасимов.

Картина, о которой говорил Н. Аштема, называлась «Вид на район Стройплощадки». Охристо-коричневатые прошлогодние кроны деревьев, расцвеченные в разные цвета одноэтажные домики под заснеженными крышами, яркая одежда детей представлялись миражом на фоне дымящихся труб завода. Лишь только милые предметы на подоконнике отображали мир любви и добра.

В 80-е годы Габдулмади обратился к исторической теме. Художник тщательно готовился к написанию каждого произведения, делал множество эскизов. Так появилось графическое полотно «Кочевники». В отличие от других живописцев он отказался от возвышенно-пафосного изображения жизни предков, а представил суровую действительность кочевого народа. Последняя картина художника – «Знахарь». Автор перенес действие на столетие назад, в казахскую степь. В интерьере юрты спящие дети, встревоженный муж, а в центре композиции – сосредоточенный лекарь, совершающий магию исцеления над женщиной.

За свою короткую творческую жизнь Габдулмади Меркасимов внес в развитие изобразительного искусства Казахстана весомый вклад. Работы автора находятся в Государственном музее им. А. Кастеева в Алматы, Восточно-Казахстанском музее искусств в Усть-Каменогорске, частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга.

Антонина Гаврилова

Еще новости

Back to top button