Культура

Картины родом из детства

Картины родом из детства

В Усть-Каменогорске открылась персональная выставка картин члена Союза художников Республики Казахстан Гульнар Бекбердиновой «Узоры родного края», посвященная 25-летию Независимости и празднованию Наурыза.

На вернисаже представлено свыше 30 живописных полотен, которые дышат любовью к родной земле. Художница показывает нам места, где она родилась, росла, где прошли ее юные годы. Все это написано во время приезда на малую родину, где автор никогда не упускает случая отправиться на пленэр.

Родом Гульнар из села Ивановки (ныне – Кокжайык) Кокпектинского района. После окончания художественно-графического факультета Семипалатинского пединститута, Гульнар преподавала изобразительное искусство и черчение в родной школе, работала художником-оформителем. С 1995 года около 17 лет трудилась в Государственном историко-культурном и литературно-мемориальном заповеднике музея Абая. В настоящее время заведует отделом Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.

Картины художника пронизаны светом. Каждая ее работа – это волшебная смесь тепла, света, добра.

– Наверное, каждый, вспоминая родные места, думает о матери, доме, – говорит искусствовед, заместитель директора музея-заповедника по выставочно-экспозиционной работе Тамара Быкова. – Это ближе сердцу. Сюжеты картин Гульнар представлены рабочими моментами, играми детей, занимающимися рукоделием землячками. Столь же трепетно пишет она пейзажи.

За много лет творческого пути у Г. Бекбердиновой выработался свой почерк, в картинах видна ее индивидуальность. Это демонстрируют такие этюды художницы, как «Аиртау» и «Озеро Сартымбет». Они, как и полотна окрестностей села Таинты (озеро Кок тау), в будущем послужат основой для написания сюжетных композиций, связанных с историческим прошлым Казахстана.

– Детские впечатления остаются на всю жизнь, – говорит Гульнар. – Родину вижу ясной, светлой, мирной. Люблю свой снежный Кокпектинский район, особенно живописны его летние пастбища, по которым ребенком бегала босиком. Поэтому сюжеты и палитру красок черпаю из памяти своего детства.

Гульнар пишет жанровые композиции. Среди них – «Серая кобылица». Когда-то матери Гульнар родственники подарили кобылицу. Каждую весну она приносила жеребенка новой масти, и маленькие дети всегда бегали на задний двор посмотреть на родившееся «чудо». Отец брал за руку самого младшего ребенка и заходил в загон к животному. Остальная ребятня наблюдала за кобылицей за забором. А отец объяснял детям, что у казахов лошадь – это символ богатства и свободы. Теперь животное красуется на полотне художницы.

Гульнар охотно пишет картины и на бытовые темы. Особенно женщин, которые вышивают либо вяжут, либо прядут шерсть. И такое умиротворение в их лицах. Гульнар помнит, как в дом ее мамы Куляш Бекбердиновой приходили соседки и сообща занимались рукоделием. В течение лета они изготавливали предметы убранства для своих жилищ.

– Все, что было в моем детстве, хочу возродить, – говорит Гульнар. – Современные мастера по старинной технологии валяют шерсть, ткут ковры. По примеру старшего поколения молодые женщины своими руками готовят сувениры к Наурызу. Например, вот такие…

Гульнур показывает материнские подарки – связанные крючком – наволочки на подушки. «Традиции наши живы и сейчас. Вот это и хочу запечатлеть в своих картинах», – делится Г. Бекбердинова.

Посмотреть работы мастера можно в течение месяца по адресу: набережная им. Е.П. Славского, 22.

Антонина Гаврилова

Еще новости

Back to top button