Общество

Карикатура – оружие на кончике пера

Имя признанного мастера карикатуры, художника, лауреата многих международных конкурсов, нашего земляка, уроженца Курчумского района Айдарбека Газизова широко известно в народе.

Обладатель молодёжной премии Казахстана, победитель международного конкурса в Пекине «Лучший художник-карикатурист 2017 года», он известен не только в Казахстане, но и по праву занял достойное место среди популярных карикатуристов мира. Три избранных творения, вышедших из-под его пера, хранятся в фонде всемирно известного Музея сатиры и юмора
в болгарском городе Габрово.

Карикатура – оружие на кончике пера


Уникальные работы нашего земляка вошли в каталог работ карикатуристов со всего мира, изданный в Баку (Азербайджан).


Наш корреспондент побеседовал с художником, который недавно побывал на пленэре в Восточном Казахстане.

– Приверженность к изобразительному искусству в Вас заложена от рождения или сформировалась постепенно?

– Если не будешь в себе развивать природные способности, то не сможешь стать мастером в своём творчестве. Рисованием я увлекался с детских лет. Возможно, это передалось мне от деда. Он был очень искусным кузнецом. Мы стремились к тому, что видели сызмала в семейном гнезде. Вот, таким образом я до сих пор иду следом за мечтой стать художником. Можно сказать, что моя жизнь на кончике пера стала реальным итогом большой мечты и её достижением.

– Говорят, что в искусстве очень трудно добиться признания?

– Да. Если вы любите искусство, владеете им, то сможете признать таланты других. А своим искусством добиться чужого признания нелегко. Мой творческий путь так и складывается. Поначалу было мечтой, чтоб хотя бы одно моё произведение вышло на страницах газеты. Когда я учился в средних классах, то не смог добиться размещения своих рисунков в печати. Ни один рисунок не увидел свет в СМИ. При этом издавались работы моих сверстников. Позднее, в старших классах, я отправил один рисунок от имени младшего брата, и он сразу был напечатан. Его рука оказалась лёгкой. Из разных редакций ему приходили письма с просьбами присылать рисунки ещё. Я посылал их беспрерывно, поскольку мечтал, чтобы хотя бы один мой рисунок стал узнаваемым для читателей. Односельчане знали, что автор рисунков – это я. Вообще, подобные ситуации в жизни по-настоящему великих художников случались часто. Авторство тех работ я вернул себе через 45 лет, когда переступил порог 60-летия.

– С какой целью Вы участвуете в самых различных конкурсах?

– У человека бывают разные цели, у меня тоже есть задачи, которые я поставил перед собой. Я следую за своей мечтой, чтобы сделать свои работы известными всему миру. Это мечта всех представителей искусства. Я тоже с этой целью участвую в конкурсах, чтобы заявить о себе, сделать известным свой народ, страну. Сегодня многие мои произведения находятся на виду у мировой общественности, в мире интернета. В конкурсах принимаю участие не только ради наград, а чтобы продвигать своё творчество повсюду. Сейчас я приближаюсь к достижению этой цели.

– Мечта стать известным на шести континентах овладела Вами ещё в ауле?

– Да. Я родился и вырос в селе Теректыбулак Курчумского района. Мои дедушка и бабушка – оба были мастерами. Бабушка была настолько искусной, что безошибочно вырезала узоры на глаз, без предварительных эскизов. Мы росли, наблюдая за таким мастерством. Дед возлагал на меня большие надежды, благодаря его воспитанию в школе меня сразу начали называть художником. Начиная с пятого класса, стал выпускать школьную стенгазету.
В школе были две такие настенные газеты под названиями «Найза» и «Кірпі» – «Молния» и «Ёжик». Так, вовлекаясь в сферу искусства, я отправился дальше, вслед за своей мечтой.

– Каков вклад учителей в развитие Вашего творчества?

– Уроки рисования вёл учитель Кокен Байдагулов. Преподавал он один год, а потом переехал в соседнее село. В то время у нас были для рисования карандаши, как максимум по 18 цветов. Тогда их было трудно достать. Доступными для большинства являлись наборы из 12 цветов, а у нашего учителя насчитывалось до 24 цветов. У него был даже белый карандаш, хотя тогда я не понимал, для чего он необходим. Учитель приобщал меня к рисованию, доверял свой ценный набор карандашей. Азы изобразительного искусства также преподал мне он. Позднее меня постоянно поддерживала преподаватель казахского языка и литературы, а также классный руководитель Уаш-апай Акаева. Однажды она проводила открытый урок на тему «Известные художники Казахстана». Всем ученикам нашего класса были розданы темы об известных мастерах кисти страны, а мне было поручено, чтобы я на этом открытом уроке рассказал о самом себе. Знаете, я чересчур распереживался. Как это так? – Это что, безграничная вера учителя в моё будущее? На открытом уроке я с волнением рассказал о своей заветной мечте. И вот таким образом мои учителя поверили, что я стану художником, дали толчок. Я до сих пор стараюсь оправдать их доверие.

– Мы слышали, что и высшее образование Вы получили поздновато?

– После окончания школы мне дали направление на факультет изобразительного искусства и графики Семейского пединститута. Однако тогда у меня не было возможности для поездки. Сохраняя лишь в сердце мечту об учёбе, я остался в селе, устроился работать на кирпичный завод. Но даже при этом не выпускал из рук пера, рисовал и проводил персональные выставки. Так до центральной усадьбы совхоза донеслась по «сарафанному радио» весть о том, что в селе Теректыбулак есть один молодой художник. Год я проработал там, а потом семь лет трудился на Усть-Каменогорском свинцово-цинковом комбинате. Однако и там не расставался со своей заветной мечтой стать художником. В итоге, когда исполнилось 30 лет, поступил в художественное училище в Алматы. Передо мной был выбор – ключи от квартиры, которые я не мог прежде получить, – или творчество? Однако я выбрал не квартиру, а высокую мечту, и отправился в Алматы.
– Первые рисунки увидели свет в газете «didar»?

– Да. Своеобразные путы на пути к творчеству разрезали в областной газете «Didar». Тогда она носила название «Коммунизм туы». Однажды я поехал к сестре в Глубоковский район, а она сказала, что видела мой рисунок в областной газете. Моё сердце наполнилось радостью, и я попросил сестру найти этот номер газеты. В самом деле, в нём был опубликован мой рисунок «Айлы түн» (Лунная ночь). Для меня это стало большой радостью. Потом был опубликован другой рисунок – «Қысқы көрініс» (Зимний пейзаж). С тех пор в областной газете стали часто появляться мои рисунки.

– Каково сегодняшнее состояние карикатуры как жанра?

– На этот вопрос не могу ответить однозначно и категорично. Искусство в любые времена развивается на своём уровне. У каждого вида творчества есть свои читатели, зрители, поклонники. Несмотря на видимую простоту, карикатура является жанром, подвластным не любому художнику. Вообще, карикатура – это особый жанр. Мы всё доносим с помощью юмора, шутки, иронии, сатиры. Поэтому человек, занимающийся жанром карикатуры, должен быть тонким, чувствительным. У Гоголя есть такое выражение: «Не критикуй кривой нос у человека, а критикуй кривизну души». Карикатура – это незаменимый инструмент для обличения несправедливости в обществе. Можно сказать, что это оружие, рождаемое кончиком пера. Поэтому, возможно, есть те, кто не понимает или не хочет понимать этого искусства. Но нужно признать, что на мировом уровне карикатура не теряет своих позиций, даже если в нашей стране пока это не совсем и не везде так.

– Вы также занимались и политической карикатурой?

– В своё время немного занимался и этим. Рисовали под критическим углом различных министров, акимов, депутатов. Достигли определённых результатов и в этом направлении. Как пример могу привести то, что в конкурсе, организованном международным журналом юмора-сатиры и карикатуры «Носорог», издающимся в Боснии и Герцеговине, я вошёл в десятку победителей в номинации «Политика и политики». Однако сейчас я занят философской карикатурой. Оказывается, с возрастом человек поворачивается лицом к философии: много думает, мыслит, переживает.

– Вы продаёте свои рисунки или разрешаете использовать их бесплатно?

– Мне довелось участвовать в одном конкурсе, посвящённом независимости Шотландии. По его условиям я отправил свой рисунок, а затем получил ответ, что он получен. Однако рисунок оказался на другую тему, о чём и сообщалось в ответе. Оказалось, я перепутал и отправил совсем не то, что надо. Позднее вновь отправил, но уже специально нарисованную работу. Мне потом сообщили, что теперь организаторы нашли именно то, что искали. Этот рисунок занял на конкурсе призовое место и нашёл широкое распространение в Шотландии. Выяснилось, что карта Шотландии похожа на бабочку, поэтому, глядя на неё, я нарисовал образы летящих бабочек, которые стремятся к истинной свободе. Организаторы отметили, что этот рисунок особенно понравился большинству граждан, запросили в письме моего разрешения распространять его бесплатно или за деньги. Учитывая, что на бесплатной основе рисунок может увидеть большее число зрителей, я согласился на распространение на безвозмездной основе. Сегодня он висит на видном месте в домах многих шотландцев как символ свободы и независимости. Есть и другие мои рисунки, которые также широко разошлись на просторах интернета. Ими по возможности пользуются другие государства. Самое главное, чтобы я делал узнаваемым Казахстан, а извлекать из своего искусства пользу у меня никогда не было желания.
Перевод Таира Сапаргалиева

Қызырбек Дүргінбайұлы
Фото ВКО библиотека им. А. С. Пушкина, Malim.kz

Еще новости

Back to top button