Общество

Капитан Летучего корабля и его «Пеликан»

Он всегда работал водителем, но в душе считает себя настоящим моряком. Еще в детстве увидел море на одной картине, да так и пропал. Грезил о водных просторах, представлял себя капитаном корабля…

Капитан Летучего корабля  и его «Пеликан»Но годы шли. Мечта же становилась все тусклее, грозя затеряться в череде ежедневных событий. И тогда он решился: «Хватит мечтать, нужно действовать». Отложил ремонт квартиры и прямо в зале типовой полуторки начал строить… пятиметровый парусный швертбот. Девять месяцев ушло на рождение Пеликана, гордости Алексея Глазьева.

Сегодня Алексей Иванович пенсионер. Всю жизнь провел за баранкой, работал сначала водителем, а потом и инструктором в автошколе. Вырастил двух сыновей, воспитывает трех внуков. Вполне стандартная биография.

Резиновый моторчик

– Все началось с резинового моторчика. Мое увлечение морем, наверно, матушкина заслуга, – говорит Алексей Глазьев. – Она у меня родом из Бухты Нельмы. – Сам я родился в Зыряновске, но с детства слышал ее рассказы об океане. Деталей, конечно, не запомнил, а вот восторженное впечатление осталось. Первый раз большую воду увидел во время школьной экскурсии на озеро Зайсан. Меня просто заворожил этот простор… В интернате, где я учился, все мальчишки делились на летчиков и моряков. Последних было значительно меньше, и мы постоянно спорили, кто же из нас лучше.

Именно в те годы в мас-терской интерната под руководством Павла Крайюкова, Алексей и собрал свои первые корабли, конечно, тогда еще игрушечные. Впрочем, у лодок даже был мотор, который моряки спроектировали по совету отличника Вани из вражеского лагеря летчиков.

– Мы называли их резиномоторчиками, – вспоминает мастер, – потому что для производства использовали обычную бельевую резинку, предварительно вытащив из нее все нитки. Ох, и сложно это было! Она постоянно рвалась, терпения не хватало. Накаливали стальную иглу, загибали ее, вырезали из жести винтик и наматывали на него резиновые жгутики. Выходил настоящий моторчик, с помощью которого лодка плавала.

В школьные годы увлекался Алексей и фотоделом. Когда получил профессию водителя, думал совмещать службу с увлечением. В каждый рейс брал фотоаппарат, надеясь захватить какой-нибудь интересный момент. Но… чаще всего работа отнимала все время и внимание. Впрочем, может и к счастью, что фотодело не стало основным увлечением, хотя и сопровождало его всю жизнь. Оставалось место для чего-то большего.

Однажды, когда у него уже были сыновья, один знакомый рассказал ему, что видел в магазине занятную книжку – «Пионерская судоверфь». Пособие, в котором содержались подробные схемы строительства настоящих парусников, стало настольной книгой моряка. Эта книжка и сейчас занимает достойное место в библиотеке Глазьева, правда, сменив с легкой руки владельца название на «Наша судоверфь».

Рождение парусника

– Признаться честно, долго не мог начать строительство, – говорит Алексей Иванович. – Понимал, что несу ответственность за своих детей. Не дай Бог, парусник опрокинется и кто-то утонет. Но однажды в ДОСААФе, где я тогда работал, выкинули на помойку списанные спасательные жилеты. Получив разрешение начальства, забрал их домой, и вот тогда работа закипела.

Первые два небольших парусника класса «Оптимист» Глазьев строил вместе с сыновьями и другом Геннадием Абрамовским. Пришлось выселить машину из гаража, где и развернулись судостроительные работы. Младший сын Дима, которому к тому моменту исполнилось 13, вспоминает, как ночевал в стоящем на улице автомобиле, чтобы защитить его от воров.

– Построить-то построили, – говорит Алексей Глазьев, – но под парусом никто из нашей компании не ходил. Приехали на водохранилище, я первый решил испытать «Оптимиста». Вышел в море, а дети сердятся, у них терпения не хватало дождаться, когда их возьмут на борт. Все, к счастью, получилось, с тех пор главным показателем хорошего отдыха для нас стал ветер. Если море было спокойным, поездка не удалась.

– Конечно, это были неописуемые ощущения, – вспоминает Дмитрий Глазьев. – Свобода, восторг! Папа у нас всегда был большим придумщиком. Сомневаюсь, что в чьём-то еще детстве в Зыряновске были акваланги и байдарки. Мы же ими пользовались регулярно. Конечно, мама от нас натерпелась…

Хоть и хваталась время от времени за сердце супруга Алексея Ирина, но своих парней всегда поддерживала. И на байдарках сплавлялась, и на мотоцикле до Алматы ездила, и паруса для швертботов шила. Впрочем, однажды очередное увлечение главы семейства чуть не довело Глазьевых до развода.

– Был как-то с другом Виктором Сикорским на море, – вспоминает Алексей, – он стал называть все созвездия на ночном небе, чем меня очень удивил. У меня самого еще с детства был интерес к астрономии, вот и решил разобраться, не обманывает ли друг, называя мудреные имена и тыкая в небо.
Разобрался, узнал много красивейших легенд о созвездиях. В одну из ночей решил найти на небе Туманность Андромеды, один из немногих внегалактических объектов, которые можно увидеть невооружённым глазом.

– Это ближайшая к нам галактика, – говорит астроном-любитель. – Я взял бинокль и в три часа ночи пошел искать Андромеду. Когда вернулся, суп-руга проснулась, спросила, где я был. Мой ответ: «Ходил смот-реть на звезды», был, понятно, малоубедительным…

Выехал из окна

Жизнь Глазьева сложно назвать скучной. Вместе с детьми он также занимался фотоделом, снимал фильмы, все время придумывал что-то интересное. Но когда вышел на пенсию, понял, что самого главного еще не сделал. И решил построить еще один, теперь уже большой парусник.

– Я тогда подумал: «Сколько можно мечтать, пора уже действовать!», – рассказывает Алексей Иванович. – Мне нужно было делать в родительской квартире ремонт, а я решил вместо этого построить там швертбот. Дома поначалу к моему решению отнеслись настороженно, понимая, что это дорогая затея, но потом все поддержали, помогали, как могли. Уже и внук Артем присоединился. Вынесли из зала все вещи и начали работать. Когда у меня еще была только куплена ткань на паруса, сказал в шутку своему другу, что наметил на этом самом швертботе дальний поход. Думал, высмеет меня, построй, мол, сначала. А он только спросил: «Меня возьмешь?».

Может быть, именно эта вера друзей и близких помогла ему довести начатое дело до конца. Вспоминает, что за девять месяцев строительства (символичный срок, не правда ли?) не раз хотел опустить руки. В воображении было одно, а на деле все время что-то не сходилось. Казалось, парусник никогда не выйдет в море. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают.

Собранный швертбот впечатлял своими размерами: длина – пять метров, ширина – почти два метра. Вытаскивали махину через окно квартиры, благо, располагалась она на первом этаже. Потом еще были финальные штрихи, которые доделывали в огороде частного дома. И вот в августе прошлого года парусник под триумфальные аплодисменты вышел в море. Швертбот «Пеликан» сегодня официально зарегистрирован и имеет полное право бороздить просторы Бухтарминского водохранилища.

Компьютером не заменить

Что и говорить, у сыновей Глазьева было образцовое детство. С тайнами, походами, загадками, сплавами по реке. И все это вместе с папой, на которого так хотелось быть похожими… Не каждый современный ребенок может похвастаться столь насыщенными выходными и каникулами.

– Мне жаль теперешних детей, – говорит Алексей Иванович, – кроме компьютера у них ничего нет. Да и самой жизни нет из-за виртуального мира… Сейчас на пенсии у меня времени стало больше, внуки выросли, но осталось желание дарить детям ощущение какого-то открытия, праздника. Недавно ходил в районный отдел образования, рассказал о своем увлечении. Руководитель Сергей Винивитин сразу заинтересовался и предложил мне открыть в центре детского досуга «Болашак» свой кружок.

Для спортивно-технического кружка «Летучий корабль» выделили помещение в здании школы № 8, но записаться в него может ребенок из любого микрорайона города. Принимаются ребята, начиная с шес-того класса.

Пока идет набор учеников, Алексей Глазьев готовит материал для двух будущих парусников, которые намерен собрать с детьми к лету. Уже начертил на стене макет судов, чтобы ребятишки смогли оценить масштаб строительства.

– Это будут небольшие швертботы, длиной в 3,7 метра, – говорит руководитель кружка. – В каждом может поместиться по три человека. Хочу спустить их на воду местного водоема, так называемого лягушатника. Можно будет устроить регату. Нам уже выделили весь пиломатериал. Очень помогли в ИП Коробкова, распилив доски нестандартной толщины.

По планам воспитанники «Летучего корабля» будут заниматься строительством моделей различных судов: настоящих парусников, байдарок и гребных лодок. Руководитель кружка научит ребят управлять парусами, обещает организовывать для них выставки и соревнования, увлекательные походы по Бухтарме и Бухтарминскому водохранилищу.

Оксана Сосновская

Зыряновский район

Нет сомнений, что занятия кружка не ограничатся только морской тематикой. Наверняка, найдется место и для астрономии, и тех захватывающих легенд о звездах, которые Алексей Глазьев может рассказывать часами. Возможно, осуществит он со своими воспитанниками и еще одну большую мечту – построит настоящий телескоп. Почему бы нет, ведь когда-то и мысль выйти в море на построенном своими руками паруснике казалась фантастической.
Разве думал маленький мальчишка, грезящий о большой воде, что когда-то не только сможет надеть капитанскую фуражку, но и будет собирать настоящую команду для своего вполне реального Летучего корабля…

Еще новости

Back to top button