Каменная палитра Байбулата Далентаева
Почему таким притягательным бывает малахит? К мастеру-камнерезу Байболату Далентаеву при нас обратился не один покупатель, интересуясь ценами на малахитовые серьги. Словно имеет загадочный камень особые свойства, завораживая блеском и красотой.
С первых слов беседы с мастером нас подкупает его принадлежность к стану профессионалов. Если заниматься чем-то в жизни, то на уровне профи. Работать правильно, по всем канонам теории, практики, искусства и призвания, души и сердца. Требования завышенные? Как быть иначе?
В поселке Асубулак, где жил и работал Байбулат, нет своей Медной горы, ее Хозяйки, малахитовых шкатулок. Однако был крупный горно-обогатительный комбинат. На нем работал будущий мастер в разных цехах, на обогатительной фабрике. Учился своей профессии не где-нибудь, а на Урале. В Свердловском художественном училище, на камнерезном отделении. Чего только стоит атмосфера, что веками создавалась и окружала ореолом славы уральских мастеров по добыче, обработке металла, камня, дерева. По словам собеседника традиции камнерезного искусства на Урале имеют прочные корни. Прежде не было проблем по поводу приобретения необходимого сырья в виде камней поделочных из России. Теперь там реализуют на сторону камни только в качестве готовых изделий. Малахитовые серьги поэтому сделаны из остатков прежних запасов.
Как все взаимосвязано в нашем подлунном мире! Где Урал, а где Казахстан? Далековато. Связывает их общая история, личность общественного деятеля и сказочника Павла Бажова с его известной «Малахитовой шкатулкой».
Познакомившись с Байбулатом Далентаевым в Усть-Каменогорске на Арбат-фестивале, мы спросили о том, что хотели у мастера узнать. Какой камень является родным для человека, родившегося под знаком Близнецов? Своим камнем.
– Топаз, берилл, пестрые камни, – лаконично отвечает Б. Далентаев. – Первых двух в наличии нет, а есть другие.
Впрочем, не только камни и обязательные изделия из них имеются в предлагаемой коллекции камнереза. Есть украшения, изготовленные из необычного материала. Вы не поверите, но это правда. Окаменелое дерево является на самом деле таким податливым материалом и заготовкой, что из него руки мастера изготавливают бусы невиданной красоты. У мудрой матушки-природы не бывает отходов. Где гарантия, что дерево, ставшее камнем, не является на самом деле ровесником давно вымерших динозавров?
Самое время уточнить, что основным местом работы мастера является геологоразведочная компания «Топаз». В ней так или иначе он связан с образцами камней, другого минерального сырья. Изготовление камнерезных изделий является своеобразным хобби Байбулата. В прежние годы ему доводилось еще потрудиться на опытном свинцовом заводе в Усть-Каменогорске. В послужном списке также значится работа на Казахстанском монетном дворе. Такой этап на трудовом пути сам по себе вызывает уважение.
Уместна речь о художественной палитре Байбулата. Она обширна. Забавно, что композиция о городе Астане сделана по образу каменной палитры. Подставка и эллипс изготовлены из яшмы и белого мрамора. Округлые пятна, обозначающие краски, вырезаны и закреплены из ярких, красивых камней около десятка самых различных видов.
– По ним можно даже изучать географию Восточного Казахстана, богатого на минеральное сырье, – утверждает Б. Далентаев. – Перед вами агат, обсидиан, хризопраз, халцедон, чароит, кварцит, нефрит, сердолик. Яшму нашел в окрестностях города Шара, села Суыкбулак. Агат найден в районе Курчатова. Каждый камень имеет свою прописку. Ручка кисти художника сделана из известняка. Кончик ее вырезан, склеен из окаменелого дерева. В самой середине нанесена гравировка с названием столицы Астаны.
Мастер-камнерез не хранит изделия, они расходятся во время выставок. Байбулат принимал активное участие в Днях культуры Восточно-Казахстанской области в Астане. Затем в Днях культуры столицы в Усть-Каменогорске.
К каждой выставке-ярмарке необходимо подходить с определенным творческим портфелем. Работа камнереза и в некоторой степени ювелира (он изготавливает ожерелья, кулоны, броши, браслеты, сувениры, серьги) по характеру своему штучная, кропотливая. В массовом порядке нельзя ее «отштамповать». Авторские вещи имеют свою цену, но такое хобби не приносит сверхдоходов. Им заняты те, кто больше любит не прибыль, а искусство!