Какие тесты и на каком месте?
Специалисты Министерства образования и науки Казахстана в очередной раз заговорили о необходимости сократить количество пунктов сдачи тестов ЕНТ. Происходит это не в первый раз за последние три года. А между тем, практика показывает, что выпускники школ показывают лучшие результаты, когда сдают главный экзамен в привычной обстановке. Как говорится, дома и стены помогают. Почему Минобр против проведения Единого национального тестирования на местах, и что об этом думают педагоги и родители, мы и попробуем разобраться.
Впервые об уменьшении количества пунктов сдачи ЕНТ заговорили еще в 2010 году. Тогдашний вице-министр образования и науки Махметкали Сарыбеков объяснял это тем, что при небольшом числе таких пунктов будет гораздо легче контролировать и координировать их деятельность, а, следовательно, результаты будут более точными и правдивыми. Сегодня в министерстве в очередной раз говорят об оптимизации количества пунктов проведения ЕНТ и его разделении на два этапа. А кое-какие республиканские СМИ и вовсе трубят об… отмене главного экзамена.
На сегодняшний день в республике официально зарегистрировано 155 пунктов сдачи ЕНТ, из них 14 расположены в Восточном Казахстане. Только в них официально разрешено проводить этот экзамен, который позволит выпускникам школ перешагнуть еще одну ступень и стать студентами.
Педагоги, родители, специалисты районных отделов образования из отдаленных сельских населенных пунктов неоднократно обращались к акиму области Бердыбеку САПАРБАЕВУ с просьбой открыть пункты сдачи ЕНТ поближе к школам, чтобы ученикам не приходилось преодолевать большие расстояния для сдачи главного экзамена. В этом году новый ППЕНТ (пункт проведения ЕНТ) открылся в Кокпектинском районе. Результаты не заставили себя ждать. Средний балл был выше прошлогодних показателей, и район поднялся в рейтинге.
С подобными предложениями к главе региона обращались представители сферы образования Курчатова и Абайского района, ведь сейчас абитуриентам приходится ехать за 150-200 километров для того, чтобы иметь шанс получить высшее образование. Как говорят сами ученики и их родители, нервное напряжение еще более усиливается из-за долгой дороги. Многие сильно переживают, а это, естественно, сказывается на результатах.
На совещаниях, посвященных вопросам образования, Бердыбек САПАРБАЕВ неоднократно делал акцент на том, что открывать новые пункты необходимо, тем более, когда перед глазами есть положительный пример, о котором говорилось выше. Однако представители управления образования в свою очередь парировали это предложение тем, что хода ему не дают в профильном министерстве, а без их разрешения сделать ничего нельзя.
По мнению специалистов Минобра, открытие новых пунктов потребует дополнительных финансовых вливаний и человеческих ресурсов, чтобы соблюсти все требования к процессу проведения экзамена во взрослую жизнь.
Возможно, подобное нежелание создать выпускникам более комфортные условия во время сдачи ЕНТ обусловлено тем, что каждый год в адрес Министерства образования поступает большое количество жалоб на директоров пунктов проведения ЕНТ. Связаны они, как правило, с тем, что этих специалистов обвиняют в продаже ответов на тесты.
Однако как утверждают в ведомстве, процесс проведения тестирования в аудиториях контролируется представителями министерства – на каждую аудиторию распределяется по одному представителю. Также во время экзамена в кабинетах используются камеры видеонаблюдения, глушители связи сотовых телефонов.
По словам руководителя филиала № 36 НЦТ МОН РК Людмилы Гейцман, скорее всего, произойдет не открытие или закрытие пунктов проведения ЕНТ, а их оптимизация.
– В Восточном Казахстане есть такие пункты, где ежегодно сдают экзамен от 60 до 100 детей, – говорит Людмила Гейцман. – Казалось бы, это незначительное количество, если брать число выпускников в целом по области. Однако эти пункты уже доказали право на существование и целесообразность своего появления. Также как и пункт в Кокпектинском районе, которого местные ребята и педагоги ждали несколько лет. В этом году средний балл составил 77, такого результата в районе не было ни разу за то время, когда выпускники сдавали ЕНТ. Поэтому есть желание открыть новые пункты именно с целью повышения результативности экзамена, улучшения качества условий сдачи ЕНТ. Нельзя однозначно сказать, где они нужны или не нужны, для таких выводов необходим подробный и системный анализ. Сейчас такие ходатайства в Министерство образования и науки заявили Курчатов и Абайский район.
Действительно, расстояния в Восточном Казахстане большие, счет идет не на десятки, а на сотни километров.
Несомненно, это влияет на мобильность детей и их готовность. В идеале мы должны прийти к тому, чтобы выпускники сдавали ЕНТ в стенах той школы, где учились.
Почему же, несмотря на все плюсы уже «готовых» пунктов сдачи ЕНТ, населенные пункты так хотят, чтобы их количество увеличилось? Основная причина проста – расстояние.
– Представьте, ребенок и так переживает, нервничает, волнуется, – говорит мама одной из одиннадцатиклассниц Абайского района Магиза Касенова. – А к этому прибавляется еще и дорога. В автобусе кому-то может стать плохо. Да и вообще, все эти переезды не прибавляют уверенности в себе. Психологическая обстановка совершенно не позволяет думать об успешном результате. Мне кажется, многие ученики именно из-за этого получают низкий проходной балл, а некоторые даже пороговый преодолеть не могут.
За разъяснениями мы обратились к психологу Анжелике Мерсияновой. Специалист объяснила, что никакой глобальной психологической проблемы переезд с места на место за собой не несет. Тем более что существует множество различных методик, которые достаточно эффективно помогают в борьбе с подобного рода стрессами. Кроме того, она добавила, что «истеричными» настроениями одинаково страдают как отличники, так и двоечники.
– Те, кто готовятся к ЕНТ, причем, как по школьной программе, так и морально, обычно не испытывают сильного стресса, – рассказала Анжелика Мерсиянова. – Волнение перед экзаменом – это вполне естественно, свойственно оно не только школьникам. Взрослые люди тоже нервничают, скажем, перед собеседованием на работу. Утверждение, что «дома и стены помогают» – спорное. Теперь представьте, каково тем абитуриентам, которые, к примеру, уезжают поступать в университеты России. Там не просто другая обстановка, а совсем другая страна. И ничего критичного не происходит. Все зависит от того, как к этому относиться. Ни в коем случае не нужно настраивать ребенка на отрицательный результат, мол, не сдашь ЕНТ, пойдешь в дворники. Наоборот, и родители, и учителя должны поддерживать будущих студентов, это вселяет уверенность в собственные силы.
С этим утверждением соглашаются и многие педагоги. Так, к примеру, преподаватель английского языка одной из школ Усть-Каменогорска говорит, что низкий результат ЕНТ – это последствия не места, где выпускник его сдавал, а уровня его подготовки.
– Кто действительно готовился, решал тесты, учил правила, тот обычно получает желаемый балл, – говорит преподаватель. – Да, есть определенный процент некорректных вопросов, но они не могут повлиять на то, что человек не перешагнет пороговый уровень. Что касается стресса от переезда, то это, скорее нежелание учеников и их родителей ехать куда-то, чтобы сдать экзамен. С другой стороны, открытие пунктов сдачи ЕНТ в отдаленных населенных пунктах облегчило бы работу наблюдателей в крупных городах. Не возникало бы столпотворения и путаницы, поскольку количество абитуриентов, пусть ненамного, но уменьшилось.
Пока представители областных управлений образования и МОН РК спорят о том, нужно ли открывать новые пункты проведения Единого национального тестирования, к 2016 году формат главного экзамена для всех школьников страны может и вовсе измениться. Об этом на днях сообщил вице-министр Такир Балыкбаев.
– Мы планируем, что ЕНТ будет проводиться и в 2015 году, – рассказал на брифинге вице-министр образования и науки РК. – У нас сейчас реализуется государственная программа развития системы образования, где сказано, что формат выпускных и вступительных экзаменов будет пересматриваться начиная со следующего года. Поэтому сейчас работает специальная государственная комиссия, которая изучает эти вопросы, и когда будет принято решение или рассмотрены какие-то предложения, мы дополнительно сообщим. Возможно, в 2016 году уже появятся какие-то изменения.
Заметьте, никакой конкретики в словах высокого чиновника нет. Изменения возможно и будут, но какие именно, никто не знает. Значит можно предположить, что реформы коснутся и количества пунктов проведения ЕНТ, правда, опять же неизвестно, в сторону увеличения или уменьшения.
– Если произойдет трансформация ЕНТ, то есть его разделение на два экзамена, то центры проведения должны быть уже сейчас готовы к этому, – подводит итог Людмила Гейцман. – Потому что данная реформа должна не просто привести Казахстан к тому, что уже сегодня давно существует и практикуется в мировой системе образования, а к чему-то принципиально новому.
Остается только надеяться, что любые реформы, касающиеся образовательного процесса, будут направлены не только на повышение престижа Казахстана на мировой арене, но и улучшение условий для тех, кому завтра предстоит строить будущее нашей страны, то есть