Общество

Как управлять неуправляемым?

Отцы и дети – всегда актуальная и, казалось бы, неизбывная проблема конфликта поколений. Но когда речь заходит о подростках, которым свойственно трудное поведение, психологи объясняют его неумением детей выражать свои эмоции по-другому, и родители должны всегда руководствоваться этим в процессе воспитания. В чём кроются причины трудного поведения и как справиться с неуправляемым ребёнком?

Трудное поведение у детей проявляется по-разному – от непослушания до совершения правонарушений в подростковом возрасте. Социальный психолог Лиля Брайнис отмечает, что трудное поведение мешает подросткам взаимодействовать с другими людьми, учиться, развивать навыки. Самостоятельно они не могут справиться с трудным поведением, и помочь им разобраться в себе должны родители.

КТО ВИНОВАТ?

Зачастую сложное поведение подростка вызвано реакцией на стресс и проблемы, оно выступает как способ защититься. В целом, предпосылки к такому поведению ‍Лиля Брайнис объединила в пять больших пунктов:

  1. Семья влияет на поведение ребёнка через собственные характеристики и практики воспитания. Жестокое обращение, культ силы в семье (часто мужской), постоянные конфликты приводят к недостатку доверия и привязанности у ребёнка. Он может страдать от низкой самооценки и низкой удовлетворённости жизнью.
  2. Школа – это место, где ребёнок проводит очень много времени, поэтому школьная среда значительно влияет на его поведение. Например, буллинг, недостаток внимания со стороны учителей, отстранение от учёбы могут привести к неуспешности. Дети, подвергшиеся буллингу, чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса, у них снижается академическая успеваемость, могут возникнуть клиническая депрессия и суицидальные мысли.
  3. Сверстники неизбежно влияют на поведение ребёнка, причём есть ситуации, когда не поддаваться деструктивному влиянию оказывается очень непросто. Например, детям, у которых мало друзей, намного сложнее отказываться и давать отпор сверстникам, потому что они боятся потерять и так небольшой круг общения. Также больше подвержены влиянию младшие дети, которые общаются со старшими.
  4. Гендерная социализация выражается в том, что мальчиков и девочек воспитывают по-разному, им предъявляют разные требования и ожидают разного поведения. Так, например, девочек учат избегать опасности, а мальчиков поощряют к рискованным действиям, которые могут привести к правонарушениям. В мальчиках чаще воспитывают агрессивность: как пример служит то, что контактные виды спорта считаются у мужчин более престижными.
  5. Индивидуальные психологические и поведенческие характеристики также могут вызывать трудное поведение – например, импульсивность или агрессия, низкий уровень эмпатии и неусидчивость. Другие факторы риска могут быть заметны уже в детстве: несдержанность, вспыльчивость, жестокость к животным, задержка речи или нарушение функций речи.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Что же делать с тем, кого невозможно заставить, нечем наказать и нереально переупрямить? Как и чем можно воздействовать на почти взрослого сына или дочь-старшеклассницу, рассказывает Ксения Букша – писатель и журналист, которая детально изучила данную проблематику, беседуя с психологами.

  1. Заставить и запретить. Этот инструмент у нас всё-таки есть, вот только ценой его применения могут стать испорченные на всю жизнь отношения. Поэтому использовать его следует только в крайних случаях, когда совсем катастрофа. Наркотики, анорексия, разговоры о суициде, бандитизм, вовлечение в секту? – Схватить и оттащить от края!
  2. Составить договор. В письменном виде обозначить права и обязанности свои и ребёнка. И повесить на стенку. К примеру, любая вещь, брошенная за пределами его комнаты, отправляется в мусорное ведро. За грязные следы на потолке – самостоятельная побелка. Договор хорош тем, что при наступлении санкций винить плохого родителя нет смысла: всё честно, фантики и шкурки из комнаты должны быть убраны без звука. Договор – это не мотиватор, это всего лишь средство, позволяющее чётко разделить границы.
  3. Обсудить планы. Подростку-старшекласснику надо давать понять, какой уровень поддержки ждёт его после 18-ти и где вы начнёте страховать его риски. Это должно быть предельно ясно, например: «За свою учёбу ты отвечаешь сам, пойдёшь в армию, если не поступишь». Или: «До шестого курса можешь не беспокоиться ни о чём». Человек же должен как-то планировать свое будущее! А то живёшь на всём готовеньком вроде, но нечёткость какая-то, неуверенность: я уже взрослый или ещё нет?..
  4. Выключаться. Например, старшая дочь не хочет в магазин сходить вместо матери, у которой младший ребёнок болен. Что делать? На каждый день ваш главный инструмент – это выключаться. Ребёнок нарушил все правила, яростно сопротивляется, ничего не хочет или очень хочет не то, и ваших сил не хватает, чтобы его убедить? Спросите себя, не умрёт ли кто, не дай Бог, если вы прямо сейчас выключитесь. Если вопрос на данный момент не смертельный – смело переходите в режим «офф», то есть продолжайте присутствовать, но перестаньте конфликтовать. Мирно пейте чай на кухне, делайте только то, что вам сейчас хочется. Если ребёнок реально проблемный – это хорошая профилактика созависимости. И ещё: подростку полезнее увидеть не строгого родителя, а человека, который знает, что он прав, но отказывается от борьбы и как бы молча говорит: «Твой ход», «Сам знаешь, как поступить».
  5. Включаться. Если вы умеете выключаться, то и включаться тоже надо правильно. Каждый день настраивайте себя на доброжелательную болтовню с подростком, которая предполагает и ваши самостоятельные реплики, и выслушивание собеседника, и обратную связь. Отношения почти сразу переходят на другой качественный уровень, и о многих темах можно будет навсегда забыть – они будут упреждены и профилактированы на дальних подступах.

Страница подготовлена по материалам электронных СМИ

Еще новости

Back to top button