Как там, на переправе?
Паромная переправа остается для Курчумского и других районов, зависящих от его работы, определяющим фактором. Поэтому к работе двух дизель-элетроходов – «Курчум» и «Енисей» – приковано внимание тысяч людей.
В настоящее время оба они находятся на плаву. Работать начинают уже с 6 часов утра: в этот час, согласно графику, после погрузки один из паромов отходит от курчумского берега, чтобы сделать первый рейс. Разгрузившись на самарском берегу и приняв на борт новую партию машин и людей, в 7 часов паром начинает обратный путь. Согласно графику речные перевозчики отходят от обоих берегов ежечасно. Самый поздний рейс с курчумского берега – в 20 часов , с самарского – в 21 час.
Согласитесь, при таком графике, если он строго выполняется, никаких проблем с переправой возникнуть не должно. Однако свои коррективы в жизнь паромной переправы вносят изменения погоды, а также неожиданные технические неисправности дизель-электроходов, от чего нельзя быть застрахованными. Тогда на берегах появляются бесконечные вереницы ждущих своего часа машин, а в воздухе повисает напряжение и зашкаливает градус людских возмущений. Только винить в этом паромщиков стоит едва ли.
– Стараемся работать стабильно, чтобы люди без ожиданий переправлялись на нужный берег, – говорит директор ТОО «Күршім айлағы» Бакытбек Нурпеисов. – Штормы у нас случаются нередко. При 14 баллах мы не имеем права осуществлять движение – это опасно и запрещено правилами судоходства. Команды, которые работают на паромах, в полной мере осознают ответственность, возложенную на них. Люди у нас имеют достаточную квалификацию и справляются с поставленными задачами.
С некоторыми представителями команд паромов довелось поговорить. Наталья Минеева работает матросом уже 15-й навигационный сезон. Она рассказала, что приезжает из поселка Прибрежный района Алтай. В должностные обязанности Натальи входит расстановка машин при погрузке на паромы, а также уборка в салонах судна. По словам женщины, к работе своей она, как и ее коллеги , относится ответственно.
Трудится на пароме и подруга Н. Миневой Жанар Нурпеисова. Она кассир и поэтому первой встречает заезжающие на паром машины. Жанар рассказала, что тариф за перевозку в этом году не вырос. Оплата за перевозку транспорта взимается соответственно объему двигателя, например, за машину типа «Жигули» – 1300 тенге. За иномарку необходимо заплатить 1900 тенге, пассажирскую «ГАЗель» – 2500 (действует льготный тариф), грузовик «ГАЗ-53» – 6400 тенге и т.д.
Паромная переправа – это не только короткий круиз между берегами (именно таким он представляется гостям, которые переправляются впервые) длиной в шесть километров. Кстати, наша переправа не имеет аналогов в Казахстане и поэтому уникальна. Берег, паромы, обдуваемые легким приятным бризом под тихий плеск волны, навевают особое настроение. Это еще и место встреч друзей, родственников, земляков. Здесь можно купить местный деликатес – рыбу горячего копчения, которая разлетается по разным городам и весям Казахстана, да и за его пределы. Автору этих строк довелось услышать историю о том, как на берегу встречали китайскую делегацию. У одной из женщин гости приобрели копченую рыбу и, удивленные ее ароматом и вкусом, заказали еще. Затем увезли ее в Поднебесную, как сказали, для очень высоких персон.
Впрочем, останемся реалистами, ведь все сказанное не снимает с повестки дня логистическую проблему.
Фото автора
Курчумский район