Как серебро машину «перевесило»
Фисгармония (по-нашему, фисгармонь) в середине XIX века была популярна во всей Европе. Мало кто знает, что ее придумали немцы, как домашний вариант древнего громоздкого органа.
Вместо длинных металлических труб — компактный корпус из красного дерева. Звук такой же небесно-чистый, просто уже не на всю церковь, а на уютную комнату владельца. Немецкие поселенцы Поволжья одно время чуть не в каждом доме имели любимую свою фисгармонь.
Одну из таких фисгамоний однажды предложили приобрести Николаю Зайцеву, известному в нашей области собирателю и ценителю раритетов. Но где взять деньги на такую покупку?
Рассказывая эту историю, Николай Алексеевич Зайцев, руководитель областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника вспоминает, каких усилий стоило ему приобрести редкий музыкальный инструмент. Без спонсорской помощи тут не обошлось. В частности, ситуацию с фисгармонией Н. Зайцеву помог «разрулить» его давний знакомый, руководитель ТОО «Кседа» Василий Лысянский. К слову, это предприятие участвовало в финансировании строительства парковой часовни и колокольни.
Переговоры шли с переменным успехом. И все же к вечеру, когда владелец фисгармони готов был уже отказаться от услуг музея, ему принесли сумку денег в мелких купюрах. Их собирали едва ли не по домам всех сочувствующих и понимающих в искусстве людей. И покупка состоялась. Сейчас фисгармонь радует посетителей музея, а на сопровождающей табличке можно прочитать, что в ее приобретении приняло участие местное ТОО «Кседа».
Столь же нежданно-негаданно в коллекции музейных редкостей появилось дореволюционное столовое серебро. Его принесла женщина, собравшаяся на постоянное место жительства в Германию. Поскольку она узнала, что серебряные изделия «рождением» до 1940 года уже считаются антиквариатом, то ей потребовалась от музея соответствующая справка на провоз столовых приборов через границу.
– В комплекте было 100 предметов разного назначения, – рассказывает Николай Алексеевич. – Некоторые ножи-вилки давно ушли из современного быта, но для историков и знатоков дореволюционного искусства они были все равно очень интересны. Я понимал, что вряд ли моей посетительнице удастся вывезти это чудо за границу. А если и удастся, то придется заплатить немалую сумму налога. Об этом я честно сказал женщине. И та неожиданно предложила музею купить у нее этот комплект. Разве можно было упускать такую возможность?
Дело прошлое. И сейчас кажется, что иначе и быть не могло. Но Николай Алексеевич здорово рисковал, продумывая схемы перераспределения денег, предназначенных для покупки автомобиля. Машина была крайне необходима работникам музея. Однако, узнав в чем дело, они согласились отдать часть уже накопленных средств на покупку коллекции столового серебра. О бескорыстии коллектива говорит факт, что некоторое время спустя частные предприниматели предлагали за этот комплект сумму в пять-семь раз выше изначально, но никто не дрогнул.
Столовое серебро осталось в запасниках и теперь время от времени экспонируется на выставках.