Продолжение темы

Как избежать «угольной лихорадки»

Накопить за лето необходимый запас угля всем энергетическим предприятиям региона, а также сделать 30-40-процентный запас бюджетным и коммунальным организациям – такое предложение внесло руководство АО «Каражыра», чтобы с августа по ноябрь исключить ажиотаж по доставке угля всем потребителям твёрдого топлива.

«Рудный Алтай» продолжает освещать кампанию по подготовке к новому отопительному сезону. Напомним, в ходе недавнего заседания областного акимата был поднят вопрос о своевременной доставке угля всем энергетическим предприятиям области, объём потребления которого, по оценкам акима ВКО Даниала Ахметова, планируется увеличить на 400 тыс. тонн и достигнуть объёма в 4,271 млн тонн угля в год.

Строго по графику

Безусловно, обеспечить всех необходимым запасом топлива за три месяца – с августа по ноябрь – невозможно по целому ряду причин. Среди них ограниченный объём железнодорожного подвижного состава, который выделяется для отгрузки угля АО «Каражыра» – основного поставщика твёрдого топлива на территории ВКО. Поэтому Даниал Ахметов поручил руководству угольного разреза разработать помесячный план отгрузки угля всем заинтересованным предприятиям, начиная с июня текущего года.

Впрочем, как сообщил начальник отдела маркетинга АО «Каражыра» Алмат Арсламбаев, подобные графики отгрузки угля по Восточному Казахстану разработаны ещё накануне 2022 года. Со всеми предприятиями заключены договоры и определены чёткие объёмы отгрузки угля в течение всего года.

Так, согласно графику, в июне для Восточно-Казахстанской области АО «Каражыра» планирует отгрузить 228 тыс. тонн угля, в июле – 256 тыс. тонн. Начиная с августа, объёмы отгрузок увеличатся: август – 306,78 тыс. тонн, сентябрь – 358,143 тыс. тонн, октябрь – 436,535 тыс. тонн, ноябрь – 458,528 тыс. тонн и декабрь – 486,046 тыс. тонн угля. То есть до конца текущего года с угольного разреза должно быть отгружено для отопления домов и организаций региона 2,532 млн тонн угля.

– В прошлом году возникла напряжённая ситуация с отгрузкой. Начиная с августа по ноябрь, заявки на поставку угля на нас сыпались как из рога изобилия, – пояснил Алмат Арсламбаев. – Нужно было в срочном порядке отгружать его энергетикам, социальным объектам, предприятиям и, конечно, населению. Мы пошли навстречу и постарались максимально отработать заявленные объёмы. 2021 год выдался непростым – все выходили из постковидного карантина, денег не хватало, чтобы выкупить уголь в течение лета. Но сегодня ситуация изменилась, и уже сейчас необходимо сделать запас топлива, не дожидаясь наступления отопительного сезона.

По его словам, в текущем году АО «Каражыра» поставило перед собой задачу увеличить объёмы добычи угля до 9,7 млн тонн в год. До этого, начиная с 2018 года, они составляли от 8 млн до 8,3 млн тонн угля в год. То есть предприятие заинтересовано, чтобы все добытые объёмы твёрдого топлива не хранились на территории борта разреза, а были своевременно отгружены на склады его клиентов.

– Мы прекрасно понимаем, что населению трудно приобрести летом весь объём необходимого на зиму топлива. Многим по 5-6 тонн угля хранить просто негде. Но сделать небольшой запас в 2-3 тонны можно уже сейчас, – отметил Алмат Арсламбаев. – Мы предложили акиматам поработать с предприятиями и составить списки сотрудников, проживающих в частном секторе, чтобы они в счёт двух-трёх зарплат в рассрочку выкупили по 2-3 тонны, а может быть, и весь необходимый объём. Тогда осенью у них исчезнет необходимость делать срочный запас угля.

Запасайте впрок

Однако лучше всего возможный осенний ажиотаж с поставками твёрдого топлива смогут решить своевременные запасы угля, сделанные именно энергетическими и бюджетными организациями области. Руководствуясь многолетним опытом отгрузки, угледобывающая компания отметила, что в год энергетические предприятия ВКО потребляют от 3,6 млн до 3,7 млн тонн угля. Для нужд отопления социальных объектов с собственными малыми котельными необходимо 115-120 тыс. тонн твёрдого топлива. Запас в 30-40% от необходимого объёма, сделанный в течение летних месяцев, сможет положительно сказаться на общей ситуации по отгрузке угля в осенний период. Также регулярно ведётся отгрузка топлива промышленным предприятиям региона в объёме 301 тыс. тонн до конца текущего года и коммунальным предприятиям с собственными котельными – 68,5 тыс. тонн до конца 2022 года.

– Что касается энергетиков, у них есть специальные склады для хранения топлива, и они умеют правильно, с соблюдением технологии, сохранить этот запас до начала отопительного сезона. У социальных объектов таких складов, конечно, нет. Поэтому им достаточно запастись на 30-40%, то есть сделать запас на первые несколько недель или пару месяцев. И когда напряжённая ситуация минует, мы возобновим поставки угля согласно заранее разработанным графикам, – внес предложение Алмат Арсламбаев.

В свободном доступе

Уже сейчас делают запасы угля даже на железнодорожных тупиках Усть-Каменогорска и Семея, где приобретает топливо население городов и районов. Так, только в мае для Усть-Каменогорска было отгружено 12 тыс. тонн коммунально-бытового угля, для Семея – 6 тыс. тонн. Однако, по словам руководителей компаний, владеющих тупиками, население сейчас крайне редко приобретает уголь. В Усть-Каменогорске, например, за смену отгружают всего по 100–200 тонн. При этом годовой объём потребления угля населением составляет 1,1–1,2 млн тонн. До конца текущего года, согласно составленному плану отгрузки, для Семея планируется доставить 174,5 тыс. тонн коммунально-бытового угля, а в целом на станции ВКО – 456,2 тыс. тонн угля.

Цена на уголь в 2022 году без железнодорожного тарифа на борту разреза АО «Каражыра» для населения составляет 5500 тенге за тонну (в 2021 году – 4946 тенге за тонну). Для энергетических предприятий цена угля без железнодорожного тарифа составляет 3700–3900 тенге за тонну.

Разговоры о необходимости отгрузки угля в течение всего года, а не в пиковый период, ведутся в регионе не первый год. Но пока достичь нормального соблюдения графика отгрузки получается только у Усть-Каменогорской ТЭЦ. В «Каражыре» это предприятие называют своей «палочкой-выручалочкой». Энергетики хоть и могут иногда взять уголь в долг, но при этом рассчитываются всегда вовремя и в полном объёме.

Такая же ситуация до недавнего времени была и в отношении Риддерской ТЭЦ. До 2021 года предприятие заявляло до 330 тыс. тонн в год и своевременно оплачивало долги за уголь. Однако на текущий момент долг Риддерской ТЭЦ перед угледобывающим предприятием достиг 509 млн тенге. Отдавать накопившуюся задолженность энергетикам просто нечем. Они прямо сказали, что денег нет. И когда появятся – неизвестно.

– 2021 год Риддерская ТЭЦ фактически сорвала нам график поставки угля, сократив заявленные ранее объёмы до 120 тыс. тонн. Но и за него они не могут рассчитаться. Руководство предприятия предложило составить график погашения задолженности… до апреля 2023 года! То есть «Каражыра» должна будет отгружать им уголь бесплатно фактически в течение целого года. На такие условия мы пойти не можем, – пояснил ситуацию представитель угледобывающей компании.

Погасите долги!

Ещё тревожнее сложилась обстановка с задолженностью перед «Каражыра» со стороны ГКП «Теплокоммунэнерго». На 25 мая долг теплоснабжающего предприятия Семея за уголь составил 750 млн тенге. И как решится этот вопрос, пока никто сказать не может. АО «Каражыра» уже подготовило судебные иски в отношении семейских энергетиков, и тогда должнику придётся не только выплачивать долг, но и гасить все судебные издержки. Уже сейчас «Каражыра» вычеркнула из списков отгрузки угля на июнь и июль ГКП «Теплокоммунэнерго». Во всяком случае, пока долг не будет погашен, уголь предприятие вряд ли получит. А это чревато последствиями.

Отметим, подобная ситуация в Семее возникает из года в год. И чтобы погасить долги за топливо, руководство ГКП «Теплокоммунэнерго» заявляет о необходимости финансовой помощи со стороны бюджета. Главная причина – это несоответствие существующего тарифа реальным затратам предприятия. Отсюда все беды и многомиллионные ежегодные долги.

– Общий долг предприятий Восточно-Казахстанской области перед АО «Каражыра» за минувший отопительный сезон достиг 2,6 млрд тенге. Это колоссальная сумма, – подчеркнул Алмат Арсламбаев. – И если мы не сможем её вернуть, предприятие не только не реализует планы по добыче угля, но и вообще вряд ли сумеет своевременно подготовиться к новому отопительному сезону, создав необходимый запас топлива. Нам просто не хватит на это средств.

Также угледобывающая компания обращает особое внимание, что даже в самый пик отгрузки угля, они смогут отгружать не более 420–450 вагонов в сутки (6–7 составов). Именно такие объёмы подвижного состава смогут предоставить железнодорожники. Сейчас майские объёмы отгрузки угля составляют, в среднем, 248 вагонов в сутки, то есть 3–4 состава.

Кстати, оплачивать железнодорожные перевозки «Каражыра» обязана только со 100-процентной предоплатой, иначе система просто блокирует доставку вагонов на угольный разрез. И если долги не будут возвращены своевременно, недропользователям просто нечем будет оплатить услуги подвижного состава. Остается одно – изыскивать все возможности и резервы, чтобы энергетики области смогли погасить накопившиеся долги и сделать запас угля к началу нового отопительного сезона.

Екатерина Гуляева

Фото из архива редакции

Еще новости

Back to top button